Александр Готлиб Баумгартен (1714 - 1762)
 
 
Родоначальник философской эстетики Нового времени. Само появление этой философской дисциплины обязано тому обстоятельству, что Баумгартен заметил в схеме Вольфа недоработку. Для рациональной философии есть Органон, для опытной - нет. Баумгартен взялся заполнить пробел.
Для низшей познавательной способности - чувственного восприятия - требуется своя наука о совершенствовании чувственного восприятия. Лейбниц: красота - совершенство предметов, познаваемое средствами чувственного опыта. Баумгартен выдвинул идею об учении о прекрасном для низшей познавательной способности.
Идея эстетики восходит к лейбницевскому утверждению, что Творец создал лучший из возможных миров. Он обладает совершенством. Воспроизводить предметы этого мира - значит воспроизводить прекрасное, совершенное.
Естественно, подлинно прекрасными являются вещи природы. Высшая задача искусства - подражание природе. Красота - смутная форма восприятия гармонии многообразного. Задача искусства - сделать максимально отчетливым восприятие совершенства вещей. Художественное творчество должно быть максимально рационализировано (проблема классицизма). Творчество художника опирается на инстинктивно-интуитивное постижение красоты. Совсем рационализировать искусство Баумгартен не берется. После более чем 2000 лет отсутствия работ по философской эстетике (Платон, Аристотель), Баумгартен реанимирует эту дисциплину.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Готхольд Эфроим Лессинг
Первоначально находился под сильным влиянием философии Лейбница и Вольфа. Знакомство с работами Спинозы изменило его позицию. Становится на позицию монизма. Душа и тело человека - две стороны единой субстанции.
Энтони Эшли Купер
Внук лорда Эшли, у которого служил Локк. Тоже был знаком с Локком и переписывался с ним. Самый влиятельный философ, занимавшийся этической проблематикой. В английской философской традиции существовало две точки зрения на связь нравственной жизни с природой человека. Обе согласны с тем, что нравственная жизнь вытекает из природы человека.
Бернар де Мондевиль
Мондевиль выступает с полемическими целями, основной оппонент - Шефтсбери, который рассматривает добродетели и пороки как вечные сущности. Ничего вечного нет - исторически показано. Нравы христиан и нравы исламистов, например, отличаются (многоженство). Говорить о вечных добродетелях и пороках невозможно. Ситуация с модной одеждой - тот, кто носит устаревшие модели, выглядит смешно. Моральные нормы оказываются переменчивыми.