Антони Коллинз (1676 - 1729)
 
 
Друг и единомышленник Толанда, был знаком с Локком и переписывался с ним.
Учился в Итоне и Кембридже. Публиковался анонимно в связи с нападками англиканской церкви.
1715 -- "Философское исследование человеческой свободы".
Поддерживал позицию Толанда о связи мышления с деятельностью мозга. Но мышление у него -- всего лишь разновидность более общих свойств материи.
 
Коллинза прежде всего занимает проблема свободы. Позиция последовательного детерминизма, все поступки детерминированы. С необходимостью появляются ощущения, когда органы чувств работают нормально; логическое суждение обладает достоинством необходимости; истинность суждений зависит от предметов, о которых судим; желания человека детерминированы потребностями нашего организма, мы должны руководствоваться потребностями и желаниями. "Человек -- необходимый агент". Все причины обусловлены, причины действуют с необходимостью.
 
Эпикурейская картина мира, беспорядочное сцепление атомов.
Двойной фатализм - провиденционалистский и механистический. Коллинз не признает свободу в смысле свободы от необходимости. Освободиться от необходимости невозможно. Хотя человек действует в соответствии с желаниями, желания детерминированы. Гоббс и Спиноза.  Коллинз, в отличие от них, не признает соотнесенности свободы с необходимостью. Свободы нет.
 
Ратует за свободомыслие.
1713 -- "Рассуждение о свободомыслии".
Свободомыслие -- условие возможности науки, должно распространяться на отношения человека и религии. По любому религиозному вопросу ведутся нескончаемые споры. Следовательно, масса религиозных представлений -- всего лишь предрассудки. Разум должен освободиться от них. Священники часто прибегают к обману. Истинные положения прошли суд разума.
Против фанатизма. Лучше допустить свободомыслие, чем увеличивать число суеверных и фанатиков.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Александр Готлиб Баумгартен
Родоначальник философской эстетики Нового времени. Само появление этой философской дисциплины обязано тому обстоятельству, что Баумгартен заметил в схеме Вольфа недоработку. Для рациональной философии есть Органон, для опытной - нет. Баумгартен взялся заполнить пробел.
Георг Фридрих Мейер
Усилил ту тенденцию, которую Баумгартен наметил - тенденцию отхода от рационализма. Термин - гениальность художника.  Склоняется к позиции эмпирицизма. Решительно подчеркивает значимость чувственного опыта, так что его позиция близка к английскому эмпирицизму.
Герман Самюэль Реймарус
Сторонник деизма и телеологии. Его телеология отличается от грубой телеологии Вольфа, который считал, что Бог все создал для человека. Реймарус считает, что Бог создал все ко благу всех живых существ (экологическая позиция). Мудрое устройство Вселенной - естественно-природное откровение божества.