РЕКЛАМА
Беркли о Боге
 
 
Как отличать те восприятия, которые являются реальными, от фантазий, фантомов, снов? Если восприятия нескольких человек совпадают, то - реальное восприятие. Идея Бога - фантазии мы сами продуцируем, а реальные восприятия вкладывает в наши души Бог. Существуют только духовные сущности и их восприятия - материальных нет. Напоминает позицию Лейбница, их позиции близки по нескольким пунктам.
 
1) И у Лейбница, и у Беркли существуют только духовные сущности.
2) Духовная субстанция - единственный носитель активности.
3) Духовная субстанция выступает в качестве субъекта восприятия.
4) Весь мир этих духовных сущностей состоит только из восприятий.
5) Плюрализм - духовных сущностей много.
6) Есть высшая духовная сущность - Бог, который выше всех.
 
Отличие: Лейбниц признает наличие бессознательных перцепций, у Беркли восприятия - только те, которые осознаются. Что не воспринимается, то в принципе не может существовать. Отличие между рационализмом и сенсуализмом. Рационализм допускает существование объектов реально вне нашего сознания. Субъективизм - сенсуализм.
С позиций своего сенсуализма Беркли подвергает критике научную картину мира, котоаря благодаря Ньютону сложилась полностью. Картина мира -- механистическая, "основана на принципе телесной материи" (Беркли) как субстанции, которая является носителем свойств. Беркли отвергает эту картину мира, не смущаясь тем, что при этом подрываются те механистические начала, которые были с таким успехом применены к объяснению явлений. Тем хуже для науки.
 
1. Пытается переистолковать понятие движения. Любое движение есть всего лишь наши восприятия и смена наших восприятий. То, что в картине мира Ньютона рисуется как движение Земли вокруг Солнца -- это не более чем возможность восприятия каким-то субъектом в момент времени.
 
2.Абсолютное пространство и время тоже неприемлемы для Беркли -- мы должны признать сущность вне духа. Следовательно, не может быть.
 
3. Все законы природы в физике Ньютона истолковываются так, чтобы лишить их статуса объективных законов. Производность этих законов от воли Бога. Иначе нет места чудесам. Законы природы -- определенный порядок в чередовании и восприятии явлений, которые Бог вкладывает в нашу душу. Беркли отричает закон всемирного тяготения. Тяготение зависит исключительно от воли Бога.
 
4. Беркли отрицает причинную связь. Нет причинных отношений между явлениями. Есть отношения знака или метки. Огонь не является причиной боли. Огонь -- метка или знак, который Бог посылает нашей душе о том, что боль скоро наступит, чтобы человек принял меры. Это -- два восприятия чисто духовной природы, вложенные последовательно во времени. Единственный объективно существующие сущности -- субстанциальный дух, каждый человек и Бог.
 
Непоследовательность  Беркли -- оставляет позиции сенсуализма -- ни Бога, ни души постичь ощущением невозможно. Признает здесь понятие субстанции.
На втором этапе своей деятельности усиливает идеалистическую компоненту, признавая, что не только существует Бог, но и подчеркивая значимость не ощущений, а разума для постижения миропорядка, источником которого является Бог. "Чтобы познать мир выше чувственного, надо упражнять разум людей". Склоняется к платоновской трактовке мира, стоящего выше чувств, ибо высший разум -- скорее, платоновский демиург, чем христианский Бог. Отвергает деистическую трактовку, его концепция -- перманентный креационизм.
Выступает против материализма, активно критикует его, в частности, против механистического материализма и философов-механистов. Они, по его мнению, совершают двойную ошибку:
 
1. стремление объяснить мир из очень небольшого числа законов механики; очень важные достижения науки нового времени -- такие феномены, такие законы, которые объясняют устройство солнечной системы -- недостаток, базирующийся на принципе редукционизма.
Нащупал недостаток механистической картины мира, в рамках которой все многообразие явлений сводится к немногим законам механики. Проблема специфики, "формы движения материи" (Энгельс). Нащупал подходы, чтобы критиковать ее.
 
2. в рамках этой картины мира силы притяжения и отталкивания воспринимаются как реальные силы. Это всего лишь математическая гипотеза. Наивная онтологизация законов механики тоже подвергается критике. Все используется, чтобы отвергнуть материализм.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Дэвид Юм философия
Однако, гносеологическая позиция Юма оказывается бескомпромиссным следованием сенсуализму. Все знание из ощущений, мы имеем дело с чувственным опытом, никаких метафизических допущений, выходящих за пределы того, что дано в опыте, не должно быть. Это позволяет ему отвергать как материализм Локка, так и идеализм Беркли.
Дэвид Юм о причине
Исследование понятия причины - наиболее значительная сторона философии Юма.  Нет впечатления, копией которого является идея субстанции. Нет впечатления, копией которого является понятие причины. Даны смена впечатлений и смена следования. В причине не заключается необходимой связи со следствием, в следствии тоже нет необходимой связи с причиной. Опыт говорит только о временном следовании. Откуда идея причинности?
Естественная религия Юм
В протестантской позиции, сводящей все к обману, говорилось, что надо искать с исторической точки зрения. Религия есть продукт истории. Первоначальны родовые политеистические представления. Главный источник религиозных взглядов - практические заботы людей, надежды и страхи. Поэтому человек стал наделять человеческими чертами грозные явления природы. Юм подходит к раскрытию психологических аспектов религии