Бернар де Мандевиль (1670 - 1733)
 
 
Родился в Нидерландах, жил в Англии, по происхождению француз.
Получил звание доктора медицины в Нидерландах, переехал в Англию. Написал басню о пчелах (1805) «Ропщущий улей, или Плуты становятся добродетельными». В 1814 году - переиздана под названием «О пчелах». В 1823 году переиздана с комментариями автора.
 
Мондевиль выступает с полемическими целями, основной оппонент - Шефтсбери, который рассматривает добродетели и пороки как вечные сущности. Ничего вечного нет - исторически показано. Нравы христиан и нравы исламистов, например, отличаются (многоженство). Говорить о вечных добродетелях и пороках невозможно. Ситуация с модной одеждой - тот, кто носит устаревшие модели, выглядит смешно. Моральные нормы оказываются переменчивыми.
 
Главные пружины - интересы людей и их страсти.
Люди в естественном состоянии заботятся только о себе, не заботятся о том, благо или зло они причиняют другим людям. Это законодатели делят людей на добродетельных и порочных. Добродетельные подчиняют себе свои склонности и реализуют интересы власть имущих. Это выгодно.
Жалость - страсть, основанная на интересе к самому себе.
Шефтсбери утверждает, что человек стремится к самосовершенствованию. Можно говорить, что несовершенство человека является двигателем прогресса, именно несовершенство делает человека более общественным существом, чем другие животные.
В басне изображается жизнь пчелиного роя, используемого трутнями-мошенниками. Жизнь основана на принципе несправедливости. Крупные торговцы, обманывающие массу населения, требуют наказания мелких лавочников, когда те объегоривают их. Даже министры - ворюги.
Юпитер, сжалившись над пчелами, сделал всех пчел добрыми и честными. Вся общественная жизнь в улье замерла. Все платят долги и налоги, конкуренция исчезла. Улей обеднел и оказался в состоянии прозябания. Мораль: порочность и мошенничество - основа человеческой жизни и процветания общества. Если государство состоит из добродетельных людей, оно невозможно. Выступает против эвдемонизма. Пороки необходимы и полезны, человеческое общество благодаря им имеет успехи.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Фрэнсис Хетчисон
Выступает против Мондевиля, говоря, что добродетели он смешивает с удовольствиями. Нравственность - космическое начало, связанное с отношениям человека к Богу. Критерий нравственности - совесть. Страдания тела - ничто по сравнению с возмездием в потустороннем мире. Поэтому надо заботиться о душе, духовной составляющей. Мораль состоит в покорности Богу.
Джон Толанд
Разум индивида -- верховный судья. Доверие к разуму и индивиду. Для Толанда свободомыслие -- свобода индивида самому судить по всем вопросам, без оглядки на авторитет и корпоративные позиции. Отсюда -- защита принципа терпимости. Толанд - враг религиозной нетерпимости. Государство не вправе карать за убеждения, только за действия, если вина человека доказана.
Антони Коллинз
Коллинза прежде всего занимает проблема свободы. Позиция последовательного детерминизма, все поступки детерминированы. С необходимостью появляются ощущения, когда органы чувств работают нормально; логическое суждение обладает достоинством необходимости; истинность суждений зависит от предметов, о которых судим; желания человека детерминированы потребностями нашего организма, мы должны руководствоваться потребностями и желаниями.