РЕКЛАМА
Биография Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716)
 
 
Родился в г. Лейпциге в семье профессора морали Лейпцигского университета. В возрасте 15 лет знал античную и современную философию, хорошо знал схоластику, в отличие от предшественников. С 1661 по 1666 год учился в Лейпцигском университете, в 20 лет закончил две диссертации - по логике и юриспруденции.
В «Диссертации о комбинаторном искусстве» выдвинул идею логического исчисления, реализованную только к концу 19 века; в университете Альтдорфа защитил диссертацию «О запутанных судебных случаях». Отказался от кафедры, ушел в помощники министра в Майнском курфюрстве. В 1672 - 1676 годах служит в посольстве в Париже в качестве воспитателя.
В 1675 году создал дифференциальное и интегральное исчисления. В 1673 году бывал в Лондоне. Активно общался с материалистами, естествоиспытателями. В механике существенно поправил Декарта, который считал, что мера движения mv: Лейбниц считал, что mv квадрат, «живая сила». С движением он связывал вторую производную, ускорение. С Лейбницем связано понятие силы в механике. Декартовская система мира учитывает инерционность, пассивность материи. Лейбниц выдвигает понятие силы.
В 1676 году возвращается в Германию через Нидерланды. В Нидерландах знакомится с открытым Левенгуком миром живых микрообъектов, в Гааге - несколько бесед со Спинозой.
 
В Германии поступает на службу к герцогам Ганновера, где состоит более сорока лет. Член Лондонской и Парижской академий наук, по его инициативе создана германская Берлинская академия (1725). Существует легенда о том, что он предложил себя в качестве человека, который будет обеспечивать все направления науки в России, но запросил большую зарплату. Сфера интересов - математика, физика, биология, юриспруденция, политика, теология. Одних писем, в которых обсуждаются научные вопросы, 15000. Множество статей, трактатов. Многе произведения опубликованы после смерти. Разбрасывал идеи. Переписка Лейбница и Кларка по поводу открытия дифференциального исчисления. Сторонник Ньютона, Кларк, обосновывал приоритет Ньютона. Переписка содержит много философских проблем. Имела неприятные последствия - Лейбниц надеялся перебраться в Лондон и работать в Лондонской Академии наук; английские учение сочли, что Лейбниц неприлично повел себя в отношении Ньютона, и заблокировали его приезд. Умер в униженном состоянии и одиночестве.
 
В 40 лет издал «Рассуждения о метафизике» (1686). В 1705 - «Новые опыты о человеческом разумении», против Локка. Лейбниц не посчитал для себя возможным издать книгу против человека, которого нет в живых. То, что книга не вышла, затормозило развитие философии в Германии.
В 1710 году вышла книга «Теодицея». Лейбниц считал ее главной книгой. Написана на основе тех текстов, которые Лейбниц писал прусской королеве после бесед с ней по поводу Пьера Бойля.
Очень маленькая работа «Монадология»№ для принца Евгения. Книга должна была облегчить ему понимание философии Лейбница. До 19 века не опубликована.
И внешние, и внутренние условия, в которых находилась Германия, были плачевными. Германия была раздроблена на десятки карликовых государств. Лейбницу было 2 года, когда кончилась Тридцатилетняя война. Социально-политическое положение Германии по сравнению с Нидерландами было удручающим. Во Франции утвердился абсолютистский режим, государство стало стабильным. В конце 18 века произошла революция. Германия оказалась в еще более плачевном положении.
 
Лейбниц оказался на переднем фронте развития философии и науки. Он долгое время был в Париже, где занимался механикой и математикой. Открыл дифференциальное исчисление. Был знаком со всеми известными представителями науки и философии своего времени, находился с ними в переписке. То, что жил в Германии, обусловило его особое внимание к схоластике. Рассматривал схоластические идеи не так, как рассматривали их Декарт, Гоббс, Локк.
Еще в студенческие годы проявлял особое внимание к истории философии, особенно к античной и схоластической философии. Большое внимание уделял традиционной метафизической проблематике.
«Большинство школ правы в своих утверждениях, но они заблуждаются в том, что они отрицают». Обычно наоборот. Отсюда - интенсивное усвоение Лейбницем идей мыслителей прошлого. Именно Лейбницу принадлежит важное терминологическое нововведение - термины «материализм» и «идеализм» для обозначения соответствующих традиций. Раньше материалисты назывались натуралистами; понималось, что они не только учили о природе, но и меньше рассуждали о Боге. Лейбниц тоже использовал термин «натуралисты». Разделение было еще у Платона: везде видим борьбу между философами, которые все пытаются возвести к небесным сущностям, и философами, которые занимаются изучением природы и слышать не хотят о небесных сущностях. Между ними идет борьба. Имена дал Лейбниц. Прямо связал материализм с именем Демокрита, идеализм - с именем Платона. Другие материалисты - Эпикур, Гоббс.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Лейбниц очень много внес в разработку этих проблем. Свое учение назвал монадологией. Понятие монады - ключевое. Кроме монад, ничего нет, каждая монада - субстанциальная единица. Картина мира плюралистическая, в отличие от Спинозы
Лейбниц о Боге
Сам Лейбниц резко возражал против фатализма. Тем не менее, концепция предустановленной гармонии имеет смысл только в случае наличия фатальности. Лейбниц борется с фатализмом, решая проблему «Бог - мир» и проблему саморазвития монад.
Проблема свободы. Трактует понятия необходимости и случайности - и соответствующие феномены. Онтологические условия возможности свободы. Содержание их Лейбниц раскрывает, опираясь на понятия возможность и невозможность.