Блез Паскаль философия
 
Блез Паскаль (1623 - 1662)
Сын состоятельного дворянина, очень рано  проявил выдающиеся математические способности. Примерно в 1641 году изобрел арифмометр, чтобы помочь отцу в расчетах. Изобретение Паскаля использовалось до 60-х гг. XX век. Закладывает основы теории вероятностей; открытия в области интегрально-дифференциального исчисления; открыватель давления (измеряют в паскалях).
В 1646 году становится сторонником янсенизма, полупротестантского течения в католицизме. В «Письмах к провинциалу» (1565) резко выступает против иезуитов (орден создан в 1534 г.). Принцип ордена - «Цель оправдывает средства». Цель - прославление Христа.
Выступает против иезуитских принципов и деятельности, разоблачаю софистическую практику. Приобрел очень серьезных врагов. Главное философское произведение - «Мысли», 1669 (постмортем).
 
Приверженец декартовского рационализма. Резко выступает против схоластической мудрости. Дополняет рационализм позитивным положением - «познавать ситину не только разумом, но и сердцем». Предшественник экзистенционализма, экзистенциалисты чтут его в качестве предтечи. Сердце чувствует истину непосредственно и это - нерациональный факт. Эмоционализм и иррационалистическая тенденция.
Достоверный, рациональный закон возможен только относительно конечных вещей. Что касается бесконечности, разум бессилен. Это актуальная бесконечность - бесконечно большого и бесконечно малого.
Конечные объекты - на грани между двумя бесконечностями, бесконечностью вглубь и бесконечностью вширь. Разум не может совладать с бесконечностями. Наука не исчерпывает своего предмета. Человек обладает только частичной истиной. Человек тоже находится между двумя бесконечностями. Человек - смертное существо. Следовательно, абсолютная истина не дана, знание относительно.
Бесконечность - то, что ясно для Бога, выражение божественного Абсолюта.
Человек с трудом удерживается на грани двух бездн, чувствует себя бессмысленным созерцателем, не в состоянии постичь. Тем не менее, не способен на незнание. Все в человеческом знании частично истина, частично ложь. Частичное благо перемешано с частичным злом, нет чистого блага и чистого зла для человека.
До Паскаля внимание к понятию бесконечности, к развитию знаний (многоугольник, вписанный в круг) проявлял Николай Кузанский. Тоже сочетал рационализм с мистицизмом. Паскаль - наследник традиции Николая Кузанского.
 
Человек. Трактовка дуалистическая, есть душа и есть тело (Декарт). Человек - самое непостижимое творение природы, не может постичь строения своего тела - мешает бесконечность вглубь. Душа тоже непостижима. Мыслящий одинокий тростник, самое слабое существо в природе. В ничтожном теле человека скрывается его величие - он мыслящий. Сознание собственного ничтожества - и то признак величия.
У сердца свои законы, свои основания, которые разум не может постичь. В этом - иррационализм Паскаля.
Человек сталкивается со сложными проблемами, должен обращаться к религии. Когда Паскаль сравнивает бесконечность с Богом, он примыкает к концепции Мальбранша (видение мира в Боге). Паскаль не приемлет деизм, отдаляющий Бога от мира, примыкает к августинианской концепции перманентного креационизма. По Паскалю, деизм близок к атеизму.
 
Нападает на Декарта - «позволил Богу сделать первощелчок миру».
Образ живого Бога важен не столько для ума, сколько для сердца человека.
Знаменитое пари Паскаля: между человеком и Богом - бездна хаоса, на краю этой бездны человек решает, верить или не верить. Для разума ситуация симметрична. Для сердца ситуация асимметрична. Орел - ставка на веру. Следует ставить на орла - жизнь и так конечна. Поставил - выиграл вечное блаженство (вдруг Бог есть). Поэтому лучше верить.
Живой или личностный Бог - бог, вера в которого позволяет искоренить эгоизм. Любовь к Богу должна сопровождаться ненавистью к себе. Христос искупил грех человека. Антигуманизм религиозного сознания.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Отвергает возрожденное Декартом онтологическое доказательство бытия Бога на том основании, что доказательство должно исходить из ясного понятия, а понятие Бога - самое темное понятие. Никакого доказательства Декарт не дал. Но сам Гоббс стоит на позиции деизма. Бог есть первопричина мира, но о Боге можно говорить, что он существует. Каков он, знать не дано. Бог находится в вечном движении и телесен, но его телесность более тонкая, чем телесность объектов.
Природа человека - эгоистическая, причем этот эгоизм не знает границ. Надо различать два состояния человека - естественное и гражданское состояние. В естественном состоянии в полной мере проявляется природа человека, он обладает всей полнотой прав (включая право убивать другого), чтобы осуществить эгоистические интересы.
Написал две книги: «Противоядие против атеизма» и «Бессмертие души».
Философия, ориентированная на научное мировоззрение, в Англии родилась как эмпиристическое предприятие. Гоббс был последователем Бэкона.
Мор занимал позицию рационализма в вопросе об источнике знаний.