РЕКЛАМА
Cенсуализм и эмпиризм Джона Локка
 
 
В 1690 году издан «Опыт о человеческом разумении». Писал урывками в течение 20 лет. При жизни трижды переиздавался. Когда Лейбниц пишет полемическое произведение, направленное против этой книги - «Новые опыты о человеческом разумении», то он называет Локка «знаменитый Локк». Книга Ньютона переиздана только через 30 лет. У Локка за 14 лет три издания. Знаменит.
Социальная философия. 1690 - два трактата о государственном правлении.
1693 - «Некоторые мысли о воспитании», Локк зарекомендовал себя как теоретик педагогики.
Одна из заметных особенностей Локка как философа - полная концентрация внимания на гносеологии.
Гносеологическая функция становится главной функцией философии. До Локка никто из философов чистой гносеологией не занимался. У Локка нет никакой онтологии:
 
1) проблема субъект-объектных отношений
2) проблема источника знания.
 
Отношение познающего субъекта к объекту; проблема источника знания - на первой странице. Все остальное сознательно оставляет в стороне.
Даже в проблематике источника знания осознанная рефлексивная позиция. Разум - объект внимания самого разума. Вводит термин «рефлексия», придает ему важное значение. Подчеркивает трудность такой позиции: глаз сам себя не видит; так и разум, приспособленный, чтобы осмысливать действительность.
 
Локк закладывает основы просветительской философии: разум начинает не признавать над собой никакой власти, кроме власти разума. Разум - верховный судья в решении всех вопросов. Это - главный принцип просветительской традиции. Понятие Просвещения связывают обычно с Францией, но основные идеи этой просветительской традиции были заложены в Англии Ньютоном и Локком, с его принципом, что разум - верховный судья в решении всех вопросов. Механистическая картина мира.
Проблема источника и происхождения человеческих знаний ставится Локком с первой главы его работы. Проблема актуальная и для Декарта - есть врожденные знания. Декарт опирается на религиозную традицию, утверждая, что Бог вложил их в душу.
Локк один из первых дал резкий ответ позиции Декарта. Имел дело не только с Декартом, но и кембриджскими платониками.
 
Локк начал свои «Опыты» с обстоятельной критики врожденных идей. Он подходит к этому вопросу как эмпирик. Какие идеи могут притязать на статус врожденных? Логические законы, тождества типа «что есть, то есть» и закон недопущения противоречий: невозможно, чтобы одна и та же вещь была и не была. При каких эмпирических условиях мы могли бы убедиться, что такие принципы - врожденные? 1) Если бы эти принципы признавались всеми без исключения. 2) Эти принципы должны действовать автоматически.
Но гигантскому большинству людей эти принципы неизвестны. Это факт.
У кого мы могли бы наблюдать существование и действие этих принципов, если бы они были врожденными? У тех, у кого менее всего сознание замутнено опытом, у младенцев, дикарей и идиотов. Но на практике ничего подобного: с младенцами понятно, весь этнографический материал свидетельствует о том, что у дикарей никакого представления о логике, у идиотов - тем более. Таких представлений как раз нет. С точки зрения этих эмпирических фактов не можем признать, что есть врожденные знания.
 
Локк пытается исследовать этические принципы на предмет их врожденности. Нет этического принципа, который бы признавался всеми людьми. Существуют разные традиции. Даже идея Бога не может быть признана врожденной из-за наличия атеистов. Ни о какой врожденности знаний речи идти не может. Это предварительное соображение.
Если бы не было другого способа объяснить источник наших знаний, они могли бы сгодиться.
Но есть другой способ, и он более убедителен. Надо отбросить теорию врожденных идей как в корне ложную.
«Нет ничего в уме, чего бы прежде не было в ощущениях» - главный принцип сенсуализма.
Душа - tabula rasa (аристотелевское понятие), а заполняет эту доску письменами опыт. Индивид рождается без каких-либо знаний.
 
Существуют две разновидности опыта - внешний, результат воздействия на наши органы чувств объектов, и внутренний, это внутренние чувства, рефлексия.
Свое собственное состояние - внутреннее состояние ума. Деятельность ума отличается сложностью - это и мышление, и сомнение, и вера, и желания, и т.д.
Сенсуалистическая традиция до Локка - достаточно древняя, устойчивая (Демокрит, Эпикур, номиналисты). Локк опирается на английскую традицию (Роджер и Фрэнсис Бэконы, Гоббс).
Локк наиболее отчетливо выставляет эту традицию, предлагая рафинированный принцип сенсуализма. Исходный источник знания - ощущения. Ум только комбинирует тот материал, который получил благодаря внешнему опыту. Внешний опыт - главный и первоначальный источник знаний. Ум проводит большую и самостоятельную работу. Что является основой самой способности ума к такой работе? Задатки, способность ума к восприятию внешнего опыта и его обработке. Эти задатки, способности врождены.
Внешний и внутренний опыт составляет основу абсолютно всех знаний. Локк использует слово «идея», понимая под идеей все, что является объектом внимания нашего ума. Он переосмысливает платоновское понятие (вне ума). Кроме идей, в уме ничего нет. Чисто гносеологическое значение. У Платона это онтологическое понятие.
 
Намечается тенденция субъективизма: все наше знание субъективно.
Локк различает степени субъективности нашего знания, вводя вместе с Робертом Бойлем различение первичных и вторичных качеств (оно восходит к Демокриту; также Галилей и Гоббс). Терминологию предложил Локк.
Первичные качества принадлежат самим вещам, они объективны. Так же как Галилей и Гоббс, имеет в виду только механические свойства тел - протяженность, форма, движение, покой, число и плотность. Все, кроме плотности, Галилей и Гоббс считали объективными. Плотность введена в число объективных качеств не без влияния кембриджских платоников: есть осязаемость, отсутствие проницаемости.
Все остальные свойства - вторичные, они субъективны гораздо в большей степени, чем первичные, не принадлежат объектам. Не вторичных качеств в самих телах. Они существуют только в субъекте. Основания для существования в субъекте этих качеств объективны - это первичные качества мельчайших тел, из которых составлены объекты. Это не обман чувств, а продукт воздействия объектов с первичными качествами.
Мир детерминирован, это позиция материалистическая. Сочетается с эмпирицизмом, а эмпирицизм противоречит рационализму по проблеме источника знаний. Представители эмпирицизма полагают, что познание начинается с ощущений, а рационалисты считают, что объективные свойства вещей только умопостигаемы.
Основания различения первичных и вторичных качеств (Демокрит, Аристотель): первичные качества постигаются несколькими ощущениями (два органа чувств), вторичные - только одним. Протяженность постигается и зрением, и осязанием. Первичные качества - механические свойства, и только механические. Механистическая картина мира
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Локк вводит различие идей на простые и сложные. Фундамент всего содержания нашего знания - простые идеи, продукт внешнего и внутреннего опыта (протяженность, покой, движение, все первичные качества). Они имеют свои модусы: движение - ходить, ползать, летать. Простые идеи рефлексии - мышление и хотение (сила - разум и воля, соответственно).
Проблема обобщения, получения общих знаний. Локк становится на позицию номинализма, а именно концептуализма (Абеляр - общее не существует в вещах, не существует до вещей, а существует только в уме человека). Общее существует только в уме и больше нигде. Общее может выражаться посредством знаков (слов). Общими слова бывают тогда, когда ими обозначают совокупность вещей.
Картина мира механистическая. Материю Локк мыслит как мертвую глыбу, которая «собственной силой не в состоянии произвести в себе даже движения». Движение необъяснимо.Локк обращается к деистической концепции существования внеприродного Бога, который дал первотолчок материи. Бог создал человека, благодаря ему он имеет чувства.