Дэвид Юм о причине
 
 
Исследование понятия причины - наиболее значительная сторона философии Юма.
Нет впечатления, копией которого является идея субстанции. Нет впечатления, копией которого является понятие причины. Даны смена впечатлений и смена следования. В причине не заключается необходимой связи со следствием, в следствии тоже нет необходимой связи с причиной. Опыт говорит только о временном следовании. Откуда идея причинности?
Источником идеи причины является привычка наблюдать, что за одним явлением регулярно следует другое. Привычка эта чисто субъективная. Мы придаем ей статус чего-то объективно существующего и необходимого. Главное - идея необходимой связи между причиной и следствием. Опыт никаких оснований не дает для такого заключения. После этого - не все равно, что по причине этого. После дня следует ночь, и это не значит, что день есть причина ночи. Здесь он совершенно прав. Земля замедляет свое вращение, когда-нибудь наступит ночь, после которой не будет дня. Какие еще эмпирические критерии причинной связи? Это только временное следование. Критика понятия причинности наиболее прославила Юма. Идея причинности настолько укоренилась в сознании, что иногда без нее мы будем проигрывать в практической жизни. Это дело веры, которая покоится на привычке.
 
Юм всерьез поставил проблему эмпирического обоснования теоретических понятий, эмпирического базиса теоретических знаний. Тем самым он подчеркнул, что нет эмпирического базиса у понятия причины, подчеркнул качественное своеобразие теоретических знаний по сравнению с эмпирическими - то, что не учитывают все сенсуалисты. Заострение проблемы соотнесенности эмпирического и теоретического в научном познании - заслуга Юма. Кант придал этому большое значение. Обязан Юму.
Идея причинности основана на вере, которая, в свою очередь, основана на привычке. Юм пытается рационально рассмотреть, как оперировать этим понятием. Выводы носят вероятностный характер, не могут быть признаны достоверными. В качестве вероятностного знания могут признаваться. Как и другие метафизические понятия, должно быть отвергнуто.
Вся теология, вся метафизика заслуживают того, чтобы быть брошенными в огонь. Завершает трактат о человеческом познании.
 
Юм отрицает объективную случайность тоже. Трактует случайность как синоним незнания причин. Понимание такой трактовки случайности может быть двояким - либо это «звуки голоса», либо непоследователен в трактовке понятия причинности. Признает объективную причину при отрицании случайности.
Философские следствия: подрывает деизм, признающий, что Бог существует как субстанция и является причиной мира. Понятия субстанции и причины - основные понятия. Разгром основы, на которой базируются деисты. Отвергает понятия Бога как главной действующей причины мира, мы не можем знать, существует он или нет. Идея Бога - ложная идея, у которой нет никакого оригинала. Все содержание наших знаний опирается на ощущение. Бог как идея, которая не содержит представления об активной, деятельной природе этого существа. Человеческая душа, воля - понятия не активности, а чего-то пассивного. Воля - игрушка страстей. Главное в понятии воли - учет того, что человек действует под влиянием страстей. Деизм подвергается опасности быть разрушенным. Те французские философы, которые с восторгом встретили его в Париже, перешли на атеистические позиции. Юм атеистической позиции не занимал. Идея Бога - ложная идея. Как объяснить происхождение религии и идеи Бога? Психологические аспекты веры.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Давид Гартли
Гартли решительно разводит психику, духовную деятельность и функционирование мозга. Ощущения вызывают вибрации, но материя не наделена способностью к ощущениям. Посредником выступает "элементарное тело", оно, возможно, является источником ощущений и мыслей в нашем уме. Соотношение ощущений с вибрациями мозгового вещества -- формирует идею ассоциации наших представлений, использует понятие идеи как всего, что является объектом нашего ума.
Джордж Беркли  биография
Родился в Ирландии, получил образование в Дублине на богословском факультете. Преподавал богословие, греческий и еврейский языки. Совершил ряд путешествий по странам Европы, посетил Северную Америку, где вел проповедническую деятельность. По возвращении назначен епископом Ирландии. Основные идеи выдвинул в университете, вел "философский дневник".
Сенсуализм Беркли
С сенсуализмом был связан материализм. Теперь сенсуализм становится источником идеалистических выводов.  Субъективный идеализм. Беркли - наиболее яркий идеалист, причем  субъективный.  Оккам - тенденция эмпирицизма. Номинализм связан с субъективизмом.