Джанбатисто Вико (1668 - 1744)
 
 
В первой половине 18 века Италия представляет собой задворки Европы, хотя в 16-17 веках была одной из самых передовых стран. В 17 веке центр перемещается на север и запад (Португалия, Испания, Нидерланды, Англия). В начале 17 века - Галилей, к концу 17 - началу 18 века произведения Декарта становятся известны итальянцам через 50 лет после его смерти. Утрата позиций в экономической и культурной жизни. Гуманистический потенциал Ренессанса оказывается столь мощным, что дает Вико.
 
Вико родился  в Неаполе. Профессор Неаполитанского университета, активный апологет католической церкви и сторонник неоплатонизма. Главная заслуга - создание оригинальной философии истории.
В 1725 году - книга «Основание новой науки об общей природе наций». Познать природу можно в той мере, в которой позволяет Священное Писание - все создано Творцом. Галилей: Священное Писание - темная вещь, природу можно интерпретировать, опираясь на разум. Вико: природу сотворил Творец, человеку знать не дано ничего, кроме того, что сказал Творец. Историю человек творит своими руками и может ее познать в совершенстве.
 
Вико выдвигает две грандиозные идеи: 1) идея разумного движения от начала истории и закономерного характера истории. История складывается естественным образом на основании причинных связей. 2) идея исторического круговорота.
1 -- Сочетание признания двух обстоятельств: люди сами создают историю; субъективные намерения людей - одно, результаты их деятельности - совсем другое. Как правило, совсем другой результат, чем тот, на который рассчитывали. Пример из античного мира: отцы создавали государство, но государство оказалось под властью законов, а отцы хотели неограниченной власти. Патриции воюют с плебеями, чтобы укрепить собственное положение. Подпадают под власть законов. Равенство с плебеями. Народ воюет за законы, подпадает под власть монарха. Итог везде противоположный. Поэтому история имеет объективные характеристики своего протекания, не зависящие от воли и сознания людей.
Если история складывается из линий, доступных рациональному пониманию, значит она разумна, ей руководит божественный разум (не воля!). Те, кто говорит о воле, мыслят себе Бога как иррациональное существо с произволом. Вико пытается рационализировать представления об истории и Боге.
 
2 - идея круговорота. Все народы проходят три этапа в своем развитии (Конт, середина 19 века). Это: детство, юношество, зрелость.
1 - эпоха богов, господствующее воззрение, что боги руководят всем в мире, опора на организованное участие в мистериях.
2 - этап героев. Период господства аристократии, которая выдает себя за существ высшей природы по сравнению с плебеями и поэтому руководит. В конце концов оказывается подчинена одним законам с плебеями.
3 - эпоха людей. Принципы - равенство всех, государство опирается на народ. Форма государственного устройства - республика.
 
У каждой эпохи свой язык. 1-язык иероглифов, 2 - метафорический язык, 3 - обычный разговорный язык.
Свой тип права. 1 - оракулы и другие религиозные положения. 2 - принцип права - гражданская справедливость, за которой стремление аристократов построить все так, чтобы все оборачивалось в их пользу. 3 - естественное право, по природе все люди равны.
 
Современное государство - этап, которому соответствует в античном мире республика. После республики - этап троякого типа: 1) настолько сильно изнурено государство и общество, что они становятся добычей соседей; 2) утрата свобод - переход к монархии, ослабление государства, оно впадает в состояние варварства. 3) Конечный этап - эпоха героев, средневековое общество. В дальнейшем упадок, декаданс, Соответствует положению Италии. Все - творение человека. Все мифологии - продукт фантазии людей, кроме иудаизма
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Эленфрид Вальтер фон Чирнгаузен
Лично знаком с Лейбницем, переписывался с Лейбницем, Спинозой. В переписке со Спинозой обнажил очень слабое место в философии Спинозы: если протяженность есть атрибут спинозовской субстанции, то переход от этой субстанции к бесконечному разнообразию модусов невозможен. Спиноза признал, что Чирнгаузен прав, но менять не стал.
Христиан Томазий
Сторонник естественного права. Впервые вводит различие между нравственностью и правом. Нравственность - внутренний мир человека, а право регулирует внешний мир и отличается принудительностью.
Христиан Вольф
Вольф пытается соединить воедино методологические положения Чирнгаузена и просветительскую ориентацию Томазия. Чтобы обладать просветительской функцией, философия должна отличаться отчетливостью понятий и доказуемостью и достоверностью своих положений.