РЕКЛАМА
Джон Толанд (1670 -- 1722)
 
 
Родился в Ирландии, в 14 лет был хорошо знаком с древними классиками, знал латынь, древнегреческий, древнееврейский, итальянский, французский, немецкий.
В 21 год написал "Книгу левитов" в стихах, в которой утверждал, что духовенство -- самая опасная язва человечества. В 1696 году написал "Христианство без тайн", издал анонимно, потом под своим именем. Ирландский парламент осудил книгу на сожжение рукой палача. Толанда предлагали казнить. Бежал в Лондон. В Палате общин королевский капеллан обвинил Толанда в осквернении памяти Карла-Мученика (после революции 1688 года был учрежден день поста по случаю казни Карла), в переиздании книг Мильтона "Потерянный рай" и "Обретенный рай".
В 1701 году -- путешествует в Германию, где беседует с королевой Софией¾Шарлоттой. Пишет свою самую знаменитую работу "Письма к Серене" (вышла в 1704 году). Главный сквозной принцип -- принцип свободомыслия, утверждение права индивида на свои мысли. Сугубо индивидуалистический подход. Индивидуализм сочетается с рационализмом, что являет собой одну из характерных черт философии Нового времени, в отличие от современной философии (где индивидуализм плюс иррационализм).
 
Разум индивида -- верховный судья. Доверие к разуму и индивиду. Для Толанда свободомыслие -- свобода индивида самому судить по всем вопросам, без оглядки на авторитет и корпоративные позиции. Отсюда -- защита принципа терпимости. Толанд - враг религиозной нетерпимости. Государство не вправе карать за убеждения, только за действия, если вина человека доказана. Идет гораздо дальше Локка, который исключает терпимое отношение к атеистам. Атеизм следует предпочесть суевериям.
Существенное ограничение принципа свободомыслия -- право на свободомыслие имеют только образованные люди, остальные должны придерживаться тех религиозных взглядов, которые приняты в обществе.
Соотношение веры и разума. Разум выше веры и подлинным откровением следует признать только откровение, согласное с разумом. То откровение, которое не согласуется с разумом, признать нельзя. Разум -- судья по отношению к христианским догматам.  Толанд считал, что христианские догматы согласуются с разумом.
 
Ставит три вопроса (первые три письма):
происхождение предрассудков
происхождение веры в бессмертие души
происхождение идолопоклонства.
 
В первом письме говорит о предрассудках. Почему они возникают? Ребенка постоянно пугают привидениями, рассказывают о духах, в школе -- рассказывают о фавнах, нимфах, гениях. В университете читают богословские предметы. Главный распространитель суеверий -- духовенство. Освобождение от предрассудков -- очень трудная задача.
Второе письмо -- об истоках веры в бессмертие души. Погребальные обряды египтян связаны со стремлением жрецов обмануть людей -- суд души за прегрешения. Всякие грехи, в первую очередь неповиновение человека властям, будут наказаны. Жрецы вынуждают человека быть послушным.
Третье письмо -- об идолопоклонстве. Почести умершим царям перерождаются в обряды, связанные с заискиванием. Потом это заискивание переносится на представление о богах. Толанд демонстрирует полное недоверие к властям.
 
Сам Толанд стоял на позиции деизма, естественной религии (вспоминаем Реймаруса). Сохраняет веру в деистского бога. Толанд делает главный шаг в преодолении естественнонаучных оснований деизма. Объяснение движения в мире. Неразрешимость этого противоречия в рамках механистического мировоззрения толкала сторонников его к выводу, что есть Бог, который совершил первотолчок. Толанд придерживается механистической картины мира, все в мире объясняет движением материи.
Предметом критического анализа становится философия Спинозы -- нигде нет понятий движения и покоя. Протяженность -- атрибут субстанции. Из понятия протяженности невозможно вывести разнообразие вещей и движение. Деист объясняет движение ссылкой на Бога, которую устраняет Толанд. Ссылка на Бога только прикрывает неспособность решить вопрос. "Движение есть существенное свойство материи", как непроницаемость и протяженность. Это впервые. Движение -- неотъемлемое свойство материи. Свойство самодвижения, активная внутренняя энергия. Дальше -- вопрос: в чем источник самодвижения? Ответа нет -- не позволяет механистическая картина мира.
Отвергает подход с позиции деизма, не желает вмешиваться в споры о том, дал ли Бог первотолчок. Бог сразу сотворил материю активной. Никакое сочетание атомов неспособно объяснить миропорядок, организацию цветка или мухи (см. Канта).  Органические структуры, живые существа, их чрезвычайная сложность заставила Толанда признать сотворенность нашего мира.
Весьма материалистический подход к соотношению материи и сознания. Отталкивается от принципа Спинозы, отвергает положение Спинозы о том, что мышление есть атрибут материи. То, что любая частица материи мыслит, противно разуму и логике. Мышление -- продукт человеческого мозга. Этот тезис Толанд декларирует, не разрабатывая в деталях.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Александр Готлиб Баумгартен
Родоначальник философской эстетики Нового времени. Само появление этой философской дисциплины обязано тому обстоятельству, что Баумгартен заметил в схеме Вольфа недоработку. Для рациональной философии есть Органон, для опытной - нет. Баумгартен взялся заполнить пробел.
Георг Фридрих Мейер
Усилил ту тенденцию, которую Баумгартен наметил - тенденцию отхода от рационализма. Термин - гениальность художника.  Склоняется к позиции эмпирицизма. Решительно подчеркивает значимость чувственного опыта, так что его позиция близка к английскому эмпирицизму.
Герман Самюэль Реймарус
Сторонник деизма и телеологии. Его телеология отличается от грубой телеологии Вольфа, который считал, что Бог все создал для человека. Реймарус считает, что Бог создал все ко благу всех живых существ (экологическая позиция). Мудрое устройство Вселенной - естественно-природное откровение божества.