РЕКЛАМА
Джозеф Пристли (1733 - 1804)
 
 
Родился в семье владельца небольшой шерстяной мануфактуры, отец был протестантом. Изучал древние и европейские языки в школе, поступил в духовную Академию. Работал помощником священника, священником. Приглашен в Академию Уоррингтона. Избран с Лондонское королевское общество (строгие критерии) за успехи в изучении электричества.
С 1780 года живет в Бирмингеме. В 1781 году, когда он присутствовал на торжественном собрании по случаю двухлетия взятия Бастилии, фанатики разгромили его дом. Переезжает в Лондон, потом в США.
Интересы - естествознание, политология, богословие, философия.
«Исследование о материи и духе».
 
Синтез всех идей, которые мы знали по Толанду, Коллинзу и Гартли. У Толанда берет идею о неразрывной связи материи с движением. Динамический атомизм Башковича (1711 - 1787), хорватского исследователя, по мнению которого материя состоит из математически безразмерных и неделимых единиц, которые обладают массой и взаимодействуют друг с другом. «Омеры» Демокрита. В отличие от Толанда, допускает проницаемость материи. Здесь надо вспомнить Генри Мора, кембриджского платоника, который в полемике с Декартом утверждал, что протяженность характерна для мыслящей субстанции, но материя непроницаема. Пристли считал, что материя способна ощущать и мыслить. Признавая эту способность материи, Пристли опирается на Башковича и Гартли - теорию ассоциаций и вибрации мозгового вещества. Не приемлет вывода Гартли о том, что существует параллелизм между духовными и материальными процессами в мозгу и об элементарном теле - посреднике.
Орган мышления -=- мозг, никакой души как субстанции нет. Природа человека единообразна, материальна. Человек весь материален. Мышление человека связано с функционированием нервной системы. Мозг - единственное местонахождение мысли. Смертность всех духовных способностей человека. Обосновывает это вывод - у умирающего человека ослабляются все духовные способности и угасают даже до того, как человек умер. Мышление - функция мозга. Гипотеза о бессмертии души противоречит фактам.
 
Подверг критике всех тех мыслителей Нового времени, которые признавали бессмертие души - Декарта, Мальбранша, Лейбница, Локка (который говорил, что все функции сознания можно объяснить с позиций сенсуализма, на заверял, что есть бессмертная душа). Единообразная природа человека. Апеллирует к принципу Оккама - без необходимости не умножать причины или виды субстанций. Незачем придумывать новую субстанцию типа души, это излишняя гипотеза. Как мозг порождает мысли? Об этом пока представления нет, но со временем эту задачу можно будет решить.
Занимая материалистическую позицию в решении проблемы души, в проблеме «Бог - мир» занимает деистическую позицию. Есть Бог вне мира,  Бог сотворил мир, материю единичным актом (Толанд) и далее этот мир существует самостоятельно. Самого Бога мыслит как материальное существо. Верит в воскресение мертвых. Как это возможно? Бог сотворил весь мир и из частиц тела человека может собрать все тело. Телесное существо воскреснет.
 
Детерминизм Коллинза. Строит концепцию детерминизма: события происходят в силу естественных причин, между причиной и следствием только необходимые отношения.
Противник идеи божественного предопределения. Божественного предопределения нет. Человек подчинен необходимости в своих поступках. Решение определяется всей совокупностью обстоятельств на момент принятия решения.  Причинно-следственная зависимость относится и к решению. Любое решение с необходимостью принимается человеком и он действует тоже с необходимостью.
Воля человека. Здесь Пристли опирается на Гартли. Подход равнозначен фатализму. «Воля - частный случай общего свойства ассоциации идей, носящий необходимый характер».
Фатализм полный. Сочетается с признанием необходимости борьбы за политические свободы. Граждане имеют право свергать правительство, которое не обеспечивает выполнения свобод.
Отвергает святость королевской власти, придерживается теории общественного договора. Общественный договор нужен для обеспечения прав и свобод человека, иначе правитель должен быть смещен. Народ вправе карать правителя. Писал за год до свержения короля во Франции и за полтора года до его казни.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Шарль Монтескье биография
Титул барона унаследовал после смерти своего дяди. Принадлежал к старому гасконскому роду, который поставлял судейских чиновников в парламент в Бордо. Вместе с другими родами составляли дворянство мантии - судейских чиновников.  Учился в коллегии ораторианцев, классическое светское образование. Становится советником, затем президентом парламента в Бордо.
Монтескье «О причинах величия»
«О причинах величия»
- рассматривает историю древнего Рима, чтобы объяснить настоящее положение вещей, исторический взгляд на общество. Джанбатисто Вико. Пересекается в французскими просветителями.
Монтескье о духе законов
«О духе законов» - итоговый философский труд Монтескье. Исследует различные формы общественной жизни, не прибегая к теологии. Позиция - антропоцентризм. Сказывается прежняя профессиональная деятельность - все рассматривается сквозь призму законов. Законы определяют все процессы в обществе.