Эленфрид Вальтер фон Чирнгаузен (1651 - 1708)
 
 
Был математиком, физиком и медиком.
Лично знаком с Лейбницем, переписывался с Лейбницем, Спинозой. В переписке со Спинозой обнажил очень слабое место в философии Спинозы: если протяженность есть атрибут спинозовской субстанции, то переход от этой субстанции к бесконечному разнообразию модусов невозможен. Спиноза признал, что Чирнгаузен прав, но менять не стал.
Примыкает к рационалистической линии. Признает существование истин, которые есть в разуме и только в разуме. Главным недостатком философии Декарта и Спинозу считает неразработанность методологии.
В 1677 году в Лейпциге издает «Исцеление ума». Исходный пункт - самосознание субъекта, не как врожденные идеи, а как факт внутреннего опыта мыслящего индивида. Признает внешний опыт. Все содержание мыслительной деятельности оказывается опытным. Существуют три группы феноменов:
 
то, что доставляет нам удовольствие или страдание. Мораль.
то, что нам понятно или непонятно. Логика.
внешние явления. Эмпирическое знание и натурфилософия.
 
Признает значимость эмпирического опыта. Пытается от самосознания как фактора внутреннего опыта дедуктивным путем выводить все остальное (примыкает к Декарту).
Источник дедукции - разум. Чтобы четко провести дедукцию, надо большое внимание уделить определениям (Гоббс, Спиноза). Чтобы давать продуктивные определения, надо придать им генетическую форму (из чего возникла вещь; уже Декарт.)
Опираясь на спинозовское положение о связи мысли с порядком вещей в природе, Чирнгаузен говорит, что генетическое определение должно описывать реальное возникновение объекта.
Дедуктивная работа разума должна совпадать с результатами эмпирического наблюдения. Вывод должен соответствовать эмпирической данности. Логическая дедукция должна дополняться эмпирическим исследованием и подтверждением результатов дедукции. Рациональная дедукция - из внутреннего опыта. Дедукция - форма связи между двумя видами опыта. Внешний опыт - эксперимент, не пассивное наблюдение. Отсюда трактовка методологии физики, соединение математики и эксперимента. Характеризует физику как божественную науку, потому что это удается.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Пьер Даниэль Гюэ
Вооружившись скептической аргументацией, направил ее против современной философии, прежде всего рационалистической. Был сторонником Декарта, но перестал им быть, познакомившись с текстами Секста Эмпирика. Атакует гносеологический рационализм Декарта, становится на позиции сенсуализма, по-видимому, не без влияния английской эмпирицистской традиции.
Жак Бенинь Боссюэ
Оружие скептицизма направил против рационализма в теологических построениях. Полагал, что протестантизм попытался рационализировать вероучение и сблизить веру и разум. Попытку рационализировать веру оценивает как нелепость. Сторонник Августина - признает иррациональный характер религиозной веры.
Пьер Бейль биография
Родился в местечке возле Тулузы в семье священника протестантской конфессии. Сочетал глубокую религиозность и стремление к научному знанию. Очень скоро осознал иллюзорность рационалистических надежд в рамках протестантизма, то есть что примирить рационализм с иррациональной верой невозможно. В 23 года перешел в католицизм, но католическая вера и традиция не позволили ему заниматься наукой.