Энтони Эшли Купер, граф Шефтсбери
 
 
Внук лорда Эшли, у которого служил Локк. Тоже был знаком с Локком и переписывался с ним. Самый влиятельный философ, занимавшийся этической проблематикой.
В английской философской традиции существовало две точки зрения на связь нравственной жизни с природой человека. Обе согласны с тем, что нравственная жизнь вытекает из природы человека.
 
1) Гоббс - природа человека эгоистическая, поэтому нравственность человека вытекает из человеческого эгоизма; происхождение нравственности - общественный договор, страх людей за свою жизнь.
2) Первично общественное начало, доброжелательность (кембриджские платоники). Ричард Кемберленд - человек по своей природе доброжелателен.
 
Шефтсбери пытается синтезировать два противоположных подхода. Подчеркивает совершенную самостоятельность нравственных понятий. Если признать их самоценность, надо признать, что нравственность основывается только на самой себе.
Нравственное намерение приоритетно по отношению к оценке деятельности человека. Если человек сделал de facto что-то полезное, благое для другого человека, но делал это, не намереваясь сделать благое, то это безнравственная деятельность. И наоборот, вплоть до потери жизни в результате. Намерение нравственно ценнее, чем поступок.
Человек, заботящийся только о своей выгоде, не может считаться нравственным. Если человек поступает нравственно, осознание этого - удовольствие. Нравственная жизнь - источник истинного блаженства. Позиция эвдемонизма. Сократ - не надо внешней награды.
Добродетель есть предмет высшего наслаждения и именно в ней - основа такого наслаждения. Она оказывается сродни прекрасному, восприятие которого тоже дает наслаждение. Эвдемонизм оказывается эстетичным. Основа прекрасного - гармония. Добродетель должна содержать в себе гармонию, единство многообразного.
 
Эгоизм и доброжелательность (Гоббс и Кемберленд) заложены в природе человека, мы должны гармонизировать эти две наклонности. Идеал - развитая личность. Идеал имеет эстетическую ценность, поэтому человек, занимающийся самовоспитанием, создает из себя некое художественное произведение. Эстетический подход Шефтсбери переносит на весь универсум.  Отдельные проявления дисгармонии - результат нашего видения (это лучший из возможных миров). Исторический и этический оптимизм, характерный для просвещенческой философии 18 века.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Фрэнсис Хетчисон
Выступает против Мондевиля, говоря, что добродетели он смешивает с удовольствиями. Нравственность - космическое начало, связанное с отношениям человека к Богу. Критерий нравственности - совесть. Страдания тела - ничто по сравнению с возмездием в потустороннем мире. Поэтому надо заботиться о душе, духовной составляющей. Мораль состоит в покорности Богу.
Джон Толанд
Разум индивида -- верховный судья. Доверие к разуму и индивиду. Для Толанда свободомыслие -- свобода индивида самому судить по всем вопросам, без оглядки на авторитет и корпоративные позиции. Отсюда -- защита принципа терпимости. Толанд - враг религиозной нетерпимости. Государство не вправе карать за убеждения, только за действия, если вина человека доказана.
Антони Коллинз
Коллинза прежде всего занимает проблема свободы. Позиция последовательного детерминизма, все поступки детерминированы. С необходимостью появляются ощущения, когда органы чувств работают нормально; логическое суждение обладает достоинством необходимости; истинность суждений зависит от предметов, о которых судим; желания человека детерминированы потребностями нашего организма, мы должны руководствоваться потребностями и желаниями.