Фихте биография
 
 
Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814)
Родился в семье ремесленника-ткача. В семье было семь детей, семья нищенствовала, но дала возможность Фихте учиться. Помещик той земли, где была расположена деревня, сразу заметил исключительную память мальчика - тот мог повторить проповедь священника, даже не понимая слов. Взял на содержание учебу Фихте. Венский, Лейпцигский университет, теология.
После смерти опекуна Фихте не нашел денег оплатить экзамены, но защитился. От должности пастора отказался, работал домашним учителем в Цюрихе.
 
1789 - революция во Франции. Возвращается в Лейпциг, отправляется к Канту. Они договорились, что Фихте напишет работу. За несколько недель пишет «Опыт критики всякого откровения». Кант организовал публикацию этой книги. В 1792 году опубликована анонимно. Вся читающая публика сочла, что это работа самого Канта. Кант раскрыл имя Фихте. Фихте в один день стал знаменитостью. Фихте кормится у Канта, живет у него. Всем обязан Канту. Через два года обнаруживает, что кантовская философия его не удовлетворяет, разрабатывает свой вариант критической философии - «наукоучение», учение о научном познании. По рекомендации Гете Фихте приглашают на должность профессора философии в Иенский университет.
 
1795 - Фихте был редактором «Философского журнала». Пропустил статью Форберга, отрицающую бытие Бога. Веймарские власти не могли пройти мимо столь вызывающего факта. В 1773 году прусский король идал именной указ о Канте (деизм). Веймарские власти хотели воздействовать на Фихте без скандала, взять у него устное обещание. Кант написал верноподданическое письмо. Фихте пишет две статьи, в которых объявляет, что на него политические гонения за позицию, близкую к якобинской. Следует официальный публичный выговор, Фихте подает в отставку, уходит из университета, не признавая за властями право осуждать философов за позиции, неугодные теологам. Фихте был обязан и Канту, и Гете, но пошел на этот скандал. Несколько лет живет в Берлине, публикует новые работы, под влиянием работ Шеллинга (который считал себя учеником Фихте) осознает глубокий промах в самом сердце его позиции и резко ее меняет, с субъективно-идеалистической на объективно-идеалистическую.
 
1802 - Фихте четко объявляет, что его позиция - объективно-идеалистическая.
1805 - читает лекции в университете.
1806 - преподает в Кенигсбергском университете.
Пруссия терпит поражение в войне с революционной Францией, университеты временно закрываются. Фихте возвращается в Берлин, наделал шуму работой «Речи к немецкой нации» (до сих пор не улеглось в философском сознании) - призыв к духовному возрождению, объединению, немцы должны спасти Европу от декаданса. Основа идей нацизма, использовалась гитлеровской Германией.
 
1809 - учреждается Берлинский университет, Фихте назначен деканом философского факультета.
1812 - становится ректором.
1812  -- уходит в отставку, когда Пруссия выделяет часть войск в наполеоновскую армию для похода на Россию (конфликт). После разгрома Наполеона выступает с патриотическими речами, вступает в ополчение. Жена, ухаживая за ранеными, заболевает тифом. Фихте заразился и умер.
В Иенском университете читал лекции - из каждой лекции делал разработку. Времени очень мало. Тезисность работ, которые все сделаны из лекций.
 
1794 - О понятии учения, или о так называемой философии.
1794 - Основы общего наукоучения.
1800 - Ясное как солнце изложение широкой публике своей философии - попытался популярно изложить.
Скорее деятель, чем мыслитель. В условиях послереволюционной Франции действовать ему не приходится. Невозможность действовать ведет его к философии.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Философия свободы Фихте
Считалось, что Французская революция была следствием произведений Руссо и Канта. Фихте ставит философию Канта очень высоко. Прежде всего, учение о свободе. Фихте полагал, что Кант вполне доказал реальность свободы. Человек в своей деятельности абсолютно свободен и не связан никакими эмпирическими условиями.
Фихте о мышлении
Делает мыслящее Я началом своей философии. «В критической философии устанавливаются некие абсолютные Я как нечто безусловное». Выше абсолютного Я ничего нет в принципе.
Фихте о познании
Фихте признает полную познаваемость бытия, поскольку бытие - продукт деятельности мышления. Так же как у Канта, сама способность мышления покоится на функции рассудочного мышления подводить многообразие представлений под одно представление (трансцендентальное единство апперцепции).