РЕКЛАМА
Философия и мировоззрение
 
 
Мировоззрение следует понимать как результат духовного освоения мироздания с точки зрения взаимоотношения природы и людей.
Мировоззрение является составляющей человеческого сознания, формируется в сознании людей или социальный групп в качестве определяющих жизнь общих воззрений.
Таким образом мировоззрение не только сумма знаний о мире, но и уклад жизни, система ценностей, “образы прошлого” и “проекты будущего”. Т.е. мировоззрение состоит из познавательной, ценностной и поведенческой подсистем.
В мировоззрении представлен эмоциональный опыт людей - мироощущение, и интеллектуальный - миропонимание.
 
Для того, чтобы объяснить особенность именно философского мировоззрения, удобно обратиться к марксовской схеме классификации мировоззрений:
1) 2 способа мировоззрения (с точки зрения способа познания):
а) эмиционально-образный  миф, религия;
б) логико-рассудочный, понятийно-категориальный  идеализм
2) 2 типа мировоззрения (с точки зрения логики мышления):
а) перенесение на мироздание качеств и форм человека  художественное мировоззрение
б) перенесение на людей свойств и законов природы  материализм
а1) социоантропоморфичное мировоззрение (миф, религия)
а2) художественное мировоззрение
б1) философское мировоззрение - идеализм
б2) философское мировоззрение - материализм
Т.е. философское мировоззрение - логико-рассудочное, понятийно-категориальное.
Т.е. философия как мировоззрение претендует на теоретическую обоснованность содержания и способов достижения обобщенных знаний о действительности, принципов и идеалов, определенные цели и характер деятельности людей.
При этом философ не только носитель и создатель мировоззрения, но он еще стремится сделать мировоззрение предметом своего теоретического анализа, изучения, подвергая критическому суду разума.
В: философское мировоззрение  воссоздать систему миропонимания в наиболее зримой интеллектуальной форме при этом философское мировоззрение как бы “биполярно” - 2 узла: мир и человек, которые рассматриваются не раздельно, а постоянном соотношении друг с другом.
Философия является мировоззренческим осмыслением всего поля деятельности человека  чем богаче философская концепция, тем более широкое поле ей охватывается. Философское мировоззрение - способ познания мира и самого себя.
 
Предмет и основные проблемы философии
Мировоззренческая трактовка философии позволяет определить ее предмет.
Поскольку философия является мировоззрением  основные 2 предмета ее исследования: мир (бытие) и человек и их взаимодействии (т.е. отношении между собой). В силу этого основными философскими вопросами являются природа, человек - его природа, чувства, ум и т.п., а также вопросы общественной жизни людей, как взаимодействия человека и бытия.
Раскрытие того, какие типы отношения связывают бытие и человека позволит указать основные проблемы философии более развернуто.
1) Во-первых, бытие и человек рассматриваются в виде социально-культурных отношений. т.е. взаимоотношения человека и бытия происходит в рамках человеческого общества  т.е. философия начинается там, где взаимоотношения человека и мира перестают носить чисто природный характер, появляются социальные отношения. Осознается, что человек обладает особыми свойствами - душой, сознанием. В связи с этим Маркс и Энгельс включали философию в комплекс общественно-исторических дисциплин, относящихся к обществу, а не прости к природе. Философия, по их мнению, является формой социально-исторического знания.
2) Во-вторых, в философии бытие и человек рассматриваются в ценностно-смысловом отношении. Т.е. бытие рассматривается с точки зрения ценности его в целом и отдельных компонент не вообще (это сложно оценить объективно), а для человека. Таким образом, выявляется еще один философский вопрос - о соотношении объективного и субъективного, а так же вопрос о познаваемости мира человеком (имеется в виду смысла бытия)  появляется 2 трактовки этого вопроса - познавательный оптимизм и противостоящий ему скептицизм и агностицизм (а = отрицание, gnosis - знание). ИЗ контекста ценностно-смысловых отношений бытия и человека следует то часть философии, которая рассматривает и изучает высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего - с нравственными ценностями.
Итогом такого рассмотрения может служить, например, позиция И.Канта, провозгласившего человека, человеческое счастье (благо, блаженство) высшей целью, наряду с достоинством и высоким нравственными долгом.
3) Кроме того, бытие и человек рассматриваются в плане материально-духовных отношений - т.к. как бытие и человек связаны с материей и духовностью - к какой субстанции они относятся - из чего возникают и куда попадают.
Из такого рассмотрения следует еще один основной вопрос философии - о происхождении мира и человека, их основы и разнообразия.
 
Дискуссия по вопросу о происхождении бытия и человека как правило сводится к дискуссии о первенстве двух основных начал:
1) духа, сознания;
2) природы, материи.
Первенство 1) отстаивает идеализм, 2) - материализм. При этом, к некоторым философам часто применяют термин дуализм - в случае, если они говорят о равноправии и необходимости 2-х начал для сотворения мира.
 
Вывод:
Итак, поскольку философия является учением о бытии и человеке, рассматриваемых в социально-культурном, ценностно-смысловом и материально-духовных отношениях, то в ее основе лежит рассмотрение обобщенных образов бытия и его различных частей (природа, общество и человек) в их взаимодействии. Следствием этого являются такие основные разделы философии, как:
а) онтология (ontos - сущее logos - учение) - учение о бытии;
б) праксиология (praktikos - деятельный) - учение о практическом отношении мира и человека;
в) эпистемология (episteme - знание) или гносеология (gnoseos - познание) - учение о познании мира человеком;
г) аксиология (axios - ценный) - учение о ценностных соотношениях человека и мира;
д) логика - учение о формах мышления.
Философия выступает как универсальное теоретическое познание, которое берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.
По мнению И.Канта, философ отвечает на 3 основных вопроса:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я тогу надеяться?
которые, в сущности, можно свести к единственному, 4-ому: Что есть человек?
В той или иной формулировке, такой постановкой вопроса занимались (?) многие философы.
 
Философия также имеет своей целью экспликацию (выявление) универсалий - выявление общих категорий, которые составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта (логика), а также философия берет на себя функцию рационализации и систематизации знания, критикует нефилософские формы мировоззрения, расшатывает устаревшие догмы.
К тому же, философия обращена и к будущему. Она обладает возможностью формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов.
Философия имеет динамическое содержание, и поэтому резюмирует прошлое, определяет конкретный облик проблемы в современных условиях и прогностически осмысливает будущее.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Кун один из первых в западной философии акцентировал значение истории естествознания как единственного источника подлинной философии науки. Он ставит перед собой задачу структурировать  науку, представляя её в виде парадигм. Что же это такое? Рассмотрим  стадии, выделяемые Куном в развитии науки
В художественной форме Мандевиль утверждает, что расточительность - порок способствующий торговле, а жадность, вредит коммерции в своей сатире «Басня о пчёлах». В предисловии к басне он высказывает мысль о том, что человека делают общественным его низменные и отвратительные свойства. А в самой басне он на примере пчелиного улью показывает попытку общества избавиться от пороков.
Давид Юм развил эмпирическую философию Локка до её логического конца. Не принимая неправдоподобные суждения на веру, проводя более глубокий анализ, Юм пришел к выводу, что ничего нельзя доказать путем опыта и наблюдения. Философия Юма – крушение рационализма XVII века. Одна из его работ описывает различия между двумя видами восприятиями: впечатлениями и идеями.