Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775 - 1854)
 
 
Родился в семье пастора, сам намеревался быть пастором. Учился в Тюбингенском теологическом институте, на одном курсе с Гегелем. Гегель был старше его на пять лет, но Шеллинг был авторитетом для Гегеля. Под воздействием Французской революции проникается идеей вольнодумства, вместе с Гегелем сажают Дерево Свободы. Находится под влиянием Канта, Фихте.
Работает домашним учителем в Лейпциге в аристократическом семействе.
Работа «Идеи к философии природы». Стремится к тому, чтобы восполнить очень важный пробел в философии Фихте: абстрактный уровень по отношению к не-Я. Речь идет о природе. Фихте, совершенно не владея естественнонаучным знанием, поверхностно смотрит на природу.
Шеллинг решает разработать учение о не-Я как о природе. Посмотрев внимательно на этот объект, разрабатывает натурфилософию. В результате опубликования этой работы Гете приглашает Шеллинга в Иенский университет на должность профессора; через два года после того, как Фихте ушел. Становится ведущим философом.
1800 - «Система трансцендентального идеализма» - о тождестве субъекта и объекта в рамках субъективного идеализма. Система, построенная Шеллингом, абсолютно несовместима с субъективным идеализмом Фихте. Это подчеркнул Гегель. Шеллинг понимает, что разошлись.
1803 - конфликт с философами, теологами.
1806 - преподает в Мюнхенском университете
1820 - живет в Мюнхене
1820-1827 - читает лекции в другом университете.
Гегель издает «Феноменологию духа». Звезда Шеллинга закатывается.
В 1841 году прусское правительство приглашает Шеллинга в Берлинский университет, чтобы противопоставить его младогегельянцам. Шеллинг опять в центре внимания. Берлинский университет представлял собой любопытное зрелище - вся площадь занята экипажами, весь дипломатический корпус приехал. Кьеркегор примчался, чтобы послушать Шеллинга. Шеллинг разочаровал своих слушателей. Остались только экзаменуемые. Шеллинг запретил записывать его лекции. Один из слушателей тайком записал его лекцию и и опубликовал ее со своими комментариями. Шеллинг подал в суд, суд иск не принял, Шеллинг хлопнул дверью и больше лекций не читал.
Несколько этапов, которые отчетливо отличаются друг от друга.
1) увлечение учением Фихте. Шеллинг не отличал свою позицию от фихтеанской. Фихте считал его «правоверным».
2) натурфилософия
3) трансцендентальный идеализм, философия искусства, философия тождества, философия откровения.
Здесь проявляется особенность Шеллинга, который всю жизнь занимался философскими исканиями, не довольствуясь результатами. Разнообразие позиций не исключает единой цели - ищет абсолютное начало бытия и мышления. Наукоучение пытается обратить к изучению природы, чтобы восполнить недостаток, который у Фихте служит началом - абсолютное Я Фихте.
Итог поисков Шеллинга: человек - последний продукт развития природы, до возникновения человека природа прошла длительный путь развития. Не совместимо с фихтеанской точкой зрения - природа существовала до всякого Я.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Натурфилософия Шеллинга
Суть натурфилософии Шеллинга - Шеллинг исходит из лейбницевского противопоставления духа и материи. Опирается на популярное на всем протяжении развития философии Нового времени понимание, что материя пассивна (механистическое понимание природы). Пытается в объектах природы отыскать активное начало.
Проблема свободы у Шеллинга
Намечает диалектику свободы и необходимости. Они связаны с сознательным и бессознательным. Необходимость -- бессознательная деятельность, свобода -- сознательная деятельность.
Эстетика Шеллинга
В искусстве преодолевается противоположность теоретической и практической деятельности. Искусство -- высший синтез и того, и другого. Искусство Шеллинг оценивает крайне высоко, как синтез природы и целесообразного сознания.