Гегель нравственность
 
 
В рамках объективного духа рассматриваются  социальные формы развертывания духовных процессов. Первый этап - сфера права, в ее рамках исходный пункт - свобода воли. Право - царство реализованной свободы. Второй подраздел - моральность. Третий - нравственность (различает моральность и нравственность).
 
Право. Главные категории - свобода воли, собственность и договор (влияние Гоббса, Руссо).
Моральность. Главные понятия - умысел и воля, резюмирующиеся в понятиях добра и зла.
Нравственность - субстанциальная воля. Воплощение нравственности - семья, гражданское общество и государство - те социальные реалии, которые имели статус устоявшихся норм социальной жизни, институциональных форм (особенно семья и государство), принадлежащих к сфере объективного духа. Это формы, в которых представления объективированы. Акцентирует социальную природу этих форм - выход за переделы индивидуального сознания. Высшая форма нравственности - государство, характеристика личности - лояльное отношение к существующему режиму. Ранний Гегель вольнолюбив, религию рассматривал как опору деспотизма.
 
Государство рассматривает с трех сторон:
1) с точки зрения внутреннего строя государства (в себе)
2) внешние отношения между государствами (выход)
3) роль государства во всемирной истории.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Понятие возможности у Гегеля
Гегель детализирует содержание этого понятия, различает абстрактную и конкретную возможности. Абстрактная возможность соотносится с понятием невозможности. То, что является не-невозможным - абстрактная возможность. Напоминает понятие случайности у Лейбница - случайно то, что является не-невозможным.
Соотношение необходимости и возможность свободы Гегеля
Гегель затрагивает круг вопросов, связанных с соотношением необходимости и свободы. Вслед за Гоббсом, Спинозой, Шеллингом подчеркивает, что противопоставлять необходимость и свободу нет оснований. Несвобода - там, где необходимость действует вслепую, там, где не постигается в понятиях. Есть сфера явлений, где нет деятельности вслепую - это целесообразная деятельность.
Учение Гегеля о понятии
Понятие есть третье, или единство двух сторон взаимодействия. Таким образом, он пытается из конечного результата своего учения о сущности перейти к очередному разделу - учению о понятии. Это заключительный раздел после учения о бытии и учения о сущности. Синтез. Понятие есть истина бытия и сущности.