Гегель о феномене смерти
 
 
Гегель усматривает основания в феномене смертности индивидуальностей. Индивидуальность была центральным понятием в системе физики и органической физики. Гегеля интересует смертность животных организмов.
Каждый организм - единичный. Единичность, индивидуальность существования любого организма несоизмерима с всеобщностью Идеи. Поэтому внутренняя всеобщность остается отрицательной силой. Несоизмеримость индивидуального организма со всеобщностью Идеи является источником смертности.
Смерть есть снятие единичного и появление рода и духа. Смертность обусловливает переход от индивидуальности к роду и духу. Полулогический - полунепонятный шаг.
Смерть - реальное отрицание индивида. Есть логическое соотношение между понятиями индивида и рода. Отрицание индивида - переход к роду. А переход к духу? В том случае, если под духовной жизнью понимать рациональную жизнь посредством понятий. Она - общая для всех. Выдавать это в качестве основания реального процесса - оснований нет. Смертность стала характерна для всех живых существ, когда размножение стало половым. Каждый раз мы имеем отрицание индивида, но у растений и животных духовной жизни нет. Гегель признает, что человек - это единственное существо, которое обладает сознанием. Он рассматривает человека как носителя духовной жизни. Это - предмет философии духа.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Понятие возможности у Гегеля
Гегель детализирует содержание этого понятия, различает абстрактную и конкретную возможности. Абстрактная возможность соотносится с понятием невозможности. То, что является не-невозможным - абстрактная возможность. Напоминает понятие случайности у Лейбница - случайно то, что является не-невозможным.
Соотношение необходимости и возможность свободы Гегеля
Гегель затрагивает круг вопросов, связанных с соотношением необходимости и свободы. Вслед за Гоббсом, Спинозой, Шеллингом подчеркивает, что противопоставлять необходимость и свободу нет оснований. Несвобода - там, где необходимость действует вслепую, там, где не постигается в понятиях. Есть сфера явлений, где нет деятельности вслепую - это целесообразная деятельность.
Учение Гегеля о понятии
Понятие есть третье, или единство двух сторон взаимодействия. Таким образом, он пытается из конечного результата своего учения о сущности перейти к очередному разделу - учению о понятии. Это заключительный раздел после учения о бытии и учения о сущности. Синтез. Понятие есть истина бытия и сущности.