Гегель понятие меры
 
 
Гегель подчеркивает, что во всех сферах бытия мы наблюдаем незначительные количественные изменения, но в конце концов маленькое изменение приводит к обвальному качественному скачку (закипание воды, замерзание воды, революции в обществе, переходы видообразования, ценностная переориентация). Формулирует всеобщность действия этого закона. Мера - интервал количественных изменений, которые могут происходить при сохранении данного качества. При нарушении меры достигается новая мера, с новым сохранением качества. Это - узловая линия меры. Переход от одной меры к другой - изменение качества, скачок, перерыв в постепенности.
Мысль о единстве прерывности и непрерывности вносила существенный элемент в идею развития. Только у Гегеля полный учет этих элементов. Кун ничего нового не внес, кроме отрицания объективной истинности научного знания. Схема от Гегеля. Закон перехода количественных изменений в качественные позволяет посмотреть на развитие с другой стороны. Гегель диалектически сочетает простую эволюцию без качественных изменений и катастрофизм, формулирует закон.
 
Понятие меры важно для Гегеля и как понятие, которое подготавливает переход к антитезису всей большой триады по всей «Науке логики».
учение о бытии - тезис
учение о сущности - антитезис
учение о понятии - синтез.
 
Понятие меры - завершающее понятие учения о бытии и одновременно то понятие, которое в себе содержит возможность перехода к понятию сущности.
«В процессе меры мы получаем ... подвергшееся отрицанию в своих определениях снятое бытие, которое есть сущность».  Сущность есть снятое бытие.
Понятие меры есть та ступень развития гегелевской логики, на которой еще сохраняется характеристика, специфическая именно для бытия, т.е. «непосредственность». Понятие бытия выражает непосредственность того, что характеризуется как существующее.
Мера - относительное тождество количественных характеристик и качественной определенности. В рамках меры еще имеется непосредственность данного тождества, поэтому еще бытие.
Но осуществляется опосредование качества количеством и наоборот. В рамках этого единства имеется отношение качества к количеству и количества к качеству - следовательно, имеется опосредование. Непосредственность снимается, тождество снимает само себя. Бытие приходит в отношение с самим собой. Вывод Гегеля: мера есть в себе сущность.
 
Мера есть сущность. В себе - еще не выражена явно, для выражения требуется понятие сущности. Сущность есть отношение; в бытии нет отношения. В сущности нет перехода в истинно другое, в сфере бытия такой переход был. В сфере сущности есть лишь различие, отношение чего-либо к его другому. В понятии меры мы имели соотнесенность в себе, неположенную соотнесенность. В сфере сущности соотнесенность выражается в явном виде. В бытии все непосредственно, в сущности все относительно. Бытие является всего лишь завесой, видимостью, за которой скрывается нечто другое, сущность. Сущность - то, что скрывается за явлениями. И то, и другое есть, и то, и другое опосредуется, непосредственность снята.
Точка зрения сущности представляет собой точку зрения рефлексии, или удвоения объекта рассмотрения. Объект рассматривается как нечто непосредственное и как опосредованное чем-то другим.
Другое - нечто пребывающее в вещах. Поэтому это другое отлично от бытия, а с другой стороны есть погруженное само в себя бытие.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Логическая триада Гегеля
Триада, составляющая учение Гегеля о сущности, включает в себя следующие понятия:
1) основание существования
2) явление
3) действительность.
Философия Гегеля законы
В связи с понятием явления в «Науке логики» обращается к анализу понятия «закон». В «Энциклопедии» отношение явления с собой имеют форму в самом себе и обладают формой как существенной устойчивостью. Закон - существенное отношение. Царство законов - отображение существующего или являющегося мира. Закон есть определенный тип отношения. Отношение составляет специфику сферы сущности.
Понятие действительности у Гегеля
Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего. Действительность есть синтез внутреннего и внешнего, выраженный специальным понятием единства. Гегель как бы раскрывает содержание цитаты - обнаружение действительного есть само действительное, так как оно - существующее во внешнем непосредственном существовании.