РЕКЛАМА
Философия природы Гегеля
 
Жизнь Гегель рассматривает как неопосредованную идею (тезис). Антитезис - опосредованная идея, познание. Первая цель познания - стремление к истине. Это дело познания как теоретической деятельности (то же, что у Канта моральная деятельность - осуществление добра). Его реализует воля. Единство теоретическое и практической деятельности Гегель характеризует как Абсолютную Идею. Абсолютная Идея - это абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя. Абсолютная Идея - идея, которая мыслит самое себя во всем богатстве содержания, которое выявляется всем ходом предшествующего саморазвития идеи. Гегель замечает: вы спросите, что она мыслит. Ответ - читайте все предшествующее содержание. Гегель на этом не заканчивает. Кратко рассматривает сущность диалектического метода. «Абсолютная Идея в своей абсолютной истине решается свободно отпустить из самое себя природу». Фейербах - большой знаток Гегеля. По его словам, это мистика. Идея, достигнув полноты своего саморазвития, решается отпустить из себя природу.
Природа понимается как инобытие идеи. Сначала Абсолютная Идея в себе совершает саморазвитие. Затем, достигая стадии полного развития своего содержания, находит форму инобытия. Природа есть сфера инобытия идеи. «Философия природы» - самый толстый том «Энциклопедии философских наук», страниц 700. Этап два - этап самоотрицания, переход в форму инобытия.
 
Гегель уделяет большое внимание содержанию знаний своей эпохи.  «Наука логики» заполнена гигантским естественнонаучным материалом, но систематически Гегель пытается осмыслить этот материал в «Философии природы». Здесь он пытается диалектически подойти к этому материалу. Диалектику он применяет в рамках объективно-идеалистической схемы. Понятия настолько чуждые естественнонаучному мышлению, что естествоиспытатели резко отрицательно отнеслись к Гегелю. Чуть позже написания им его «Философии природы» возникает позитивизм.  Те прорывы, которые у Гегеля можно обнаружить, оказались неудобоваримы для научной мысли. Гегель полагал, что естественники слишком приземленно, материалистически смотрят на свой объект. Сам Гегель отрицал материалистическое понимание природы. Констатирует: если всеобщее определяют как закон, силу, материю, тем самым констатируют, что закон - общий. Всеобщее надо рассматривать как всеобщее, а не как результат единичного, особенного.
Опыт не может быть последним подтверждением физического знания. Антиэмпирическая позиция. Подлинная философия природы должна быть спекулятивна, позитивно-разумна (выше диалектического мышления).
Принцип развития применяется очень специфическим образом. Природа не развивается, развивается только Абсолютная Идея, а природа - только развертывание уже данного. Косвенным образом идея развития сказывается на философии природы. Гегель рассматривает последовательно разделы естественнонаучного знания, от неживой природы к химии, органике, живой природе (благодаря тому, что идея саморазвивается). Эволюционную идею, которая в лице Ламарка пробивала себе дорогу, отвергает. Говорит, что эволюционное понимание ничего не объясняет.
 
Главная триада:
1) Механика
2) Физика
3) Органическая физика.
 
Механика - область инобытия идеи в форме непосредственной внешности, т.е. в пространстве-времени. На ступени логики Абсолютная Идея существует до пространства и времени. Пространство - непосредственное вне-себя-бытие. Гегель схватывает очень существенную особенность пространства. Пространство - такое нечто, части которого внешни по отношению друг к другу.
 
Время - положенная отрицательность пространства, или истина пространства. Внеположенность частей пространства уже обозначена. Временной ряд состоит из интервалов, внешних по отношению друг к другу. Пространство переходит во время, синтез - исчезновение и того и другого в качестве самостоятельных сущностей и переход их в моменты третьего, движения.
 
Движение есть единство пространства и времени. Рациональное зерно есть - движение всегда связано с единством пространственных и временных характеристик.
 
Гегель отказывается признавать то, что у Ньютона называлось абсолютным пространством и временем. Он отказывается понимать пространство и время как вместилища событий, примыкает к лейбницевской трактовке, которая была реализована в теории относительности: время - характеристика движения, становления, прехождения. Время - сам процесс движения. Уберите движение - не будет времени. Пустого времени нет.
 
Понятие материи.
единство отталкивания и притяжения.
всемирное тяготение
небесная механика.
 
Концепция соответствует механистическим представлениям, отраженным в механике Ньютона. В целом всю механику Гегель характеризует как количественную определенность природных явлений. Понятие материи - основное понятие его физики. Здесь главное понятие - понятие индивидуальности. Это видно из третьей части «Философии природы», ее завершения. Без учета цели понять, почему он это делает, невозможно. Он рассматривает всеобщую индивидуальность как свободное физическое качество. Свободные индивидуальности - небесные тела, физические элементы, метеорологические процессы. Особенные индивидуальности - удельный вес, сцепление, звук и теплота. Тотальная индивидуальность - магнетизм, электричество и химические процессы (вспоминаем натурфилософию Шеллинга). Химический процесс - тотальность как единство магнетизма и электричества.
 
Органическая физика.
1) Геологическая природа
2) Растительная природа
3) Животные организмы.
 
Главная цель - развернуть представление о том, как возникает жизнь, каковы этапы этого процесса; установить условия ее возникновения.
Геологический организм есть основа и почва жизни. Гегель говорит о самозарождении жизни на Земле. Геологические условия в самых различных частях земного шара порождают примитивные живые организмы, которые обладают способностью к самовоспроизведению.
Когда появляется способность, появляется живое как тело, расчлененное на части, которые отличаются друг от друга.
В растительных организмах различие частей не является абсолютным: определенные части могут заменять другие. У животных дифференцирование органов больше. Животный организм - вершина развития природы.
Переход за пределы природы - переход к философии духа. Он должен быть изображен как самоотрицание природой самой себя - отрицание идеи в форме инобытия. Идея должна вернуться к самой себе. Природа должна подвергнуть себя самоотрицанию и должен возникнуть дух. То, что приводит к самоотрицанию, должно развернуться из самой природы.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Гегель о феномене смерти
Гегель усматривает основания в феномене смертности индивидуальностей. Индивидуальность была центральным понятием в системе физики и органической физики. Гегеля интересует смертность животных организмов.
Формы существования духа Гегель
Дух - завершающая стадия саморазвития Абсолютной Идеи. Здесь идея достигает своего для-себя-бытия, осознанного бытия. И только в человеке Абсолютная Идея достигает этого пункта. Гегель безусловно не является мистиком, он не признает существа, запредельного миру, которое обладает сознанием, имеет волю, разум. Духовная жизнь реализуется только в человеке.
Гегель нравственность
В рамках объективного духа рассматриваются  социальные формы развертывания духовных процессов. Первый этап - сфера права, в ее рамках исходный пункт - свобода воли. Право - царство реализованной свободы. Второй подраздел - моральность. Третий - нравственность (различает моральность и нравственность).