Генри Мор (1614 - 1687)
 
 
Написал две книги: «Противоядие против атеизма» и «Бессмертие души».
Философия, ориентированная на научное мировоззрение, в Англии родилась как эмпиристическое предприятие. Гоббс был последователем Бэкона.
Мор занимал позицию рационализма в вопросе об источнике знаний.
Он отверг опытное происхождение самых важных знаний, признавая врожденность идей в духе платоновской традиции.
Как и Платон, апеллировал прежде всего к математическим знаниям. Чтобы понять сущность треугольника, надо иметь идею треугольника, которая не сводится к изображению треугольника на доске - в опыте всегда неидеальной формы.
В восприятии предметов для души нам даны неточные представления. Мы мыслим треугольник как состоящий из прямых линий. Это врожденное знание. Отсюда - души предсуществовали до вселения в тело, души бессмертны.
Существует мировая душа (отступление от христианства: уравляет миром, но находится в подчинении у Бога). Она не только управляет миром, но и является источником движения в мире (античная мифологическая концепция, что душа - начало любого движения).
Позиция Мора соотносится с современными ему представлениями о материи - материя инертна, косна, мертва, без мировой души была бы мертвой глыбой.
Через душу миром правит Бог, и Бог поэтому в любой частичке материи. Позиция проявляет частичное сходство с позицией Мальбранша, частично противоположна. Здесь Бог погружен в мир, а у Мальбранша мир погружен в Бога.
Резко выступает против механицизма. «Во вселенной нет чисто механических явлений» - вступает в полемику с Декартом.
Декарт построил механистическую картину мира, был рационалистом. Отношение Генри Мора к Декарту неоднозначно - опирается на рационалистическую позицию Декарта, отвергает Декарта в плане механицизма.
 
В 1648-49 годах ведется интенсивная переписка между Декартом и Генри Мором. Мор пытается залучить союзника, пытается убедить Декарта в том, что его учение, что телесная субстанция обладает единственным атрибутом - протяженностью, а духовная не обладает протяженностью, неправильно. С его точки зрения, душа тоже обладает протяженностью. Тело протяженно и душа тоже. Душа человека ощущает части своего тела - следовательно, в теле находится как нечто протяженное. Бог во всем мире, нельзя сказать, что Бог как мыслящее существо является чем-то непротяженным. Бог присутствует во всем мире и его существование обладает аспектом протяженности.
Чем отличаются телесная и мыслящая субстанции? Материя - это то, что дано чувственному восприятию, а душа чувственному восприятию не дана.
Чувственная воспринимаемость должна пониматься не так только, что она присуща только человеку - иначе солипсизм. Чувственная воспринимаемость есть знак, указывающий на более общее свойство материи. Это осязаемость, одно из чувственных восприятий (более общо говорить нельзя). У Мора осязаемость - всего лишь метафора. Тела соприкасаются друг с другом, ибо они не способны проникать друг в друга. Это - самое главное.
 
Духовная субстанция способна проницать все тела.
В этой переписке Декарт не поступился своим положением, что душа непротяженна: для Декарта как для естествоиспытателя было чрезвычайно важно подчеркнуть применимость математики для решения проблем механики. Генри Мор опровергает механистическую картину мира. Мор не примелет механистический подход к трактовке животных, животное, с его точки зрения - не живой автомат с рефлексами. Весь материальный мир пронизан духовной субстанцией и божественен, души есть у растений и животных.
Нашел продолжение у Лейбница и Ньютона - мир состоит из элементов, которые обладают тремя особенностями:
бесконечно малы по размеру
лишены пространственной формы (против механицизма)
одухотворенные.
Из тотальной одухотворенности всего сущего вытекают этические представления Генри Мора.
Существуют врожденные знания и врожденные этические принципы у человека, они не приобретены, как считал Гоббс. По Мору, они врождены, вечны и даны от Бога.
Настаивает на свободе воли человека - это свобода произвольного решения, выбора. Отвергает гоббсовское отождествление свободы с необходимостью и кальвинистский провиденционализм. Индетерминистская позиция.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Те нормы, которые даны в Священном писании, и есть естественные законы для человека. Отнюдь не продукт произвола или договора.
Естественное состояние - не война всех против всех, Бог дал другие заповеди морали.
Человек - доброжелательное существо, не эгоист.
Еврей, родился в семье еврейского купца в Амстердаме, учился в еврейском религиозном училище. В результате определенной политики по отношению к евреям в Испании, многие евреи перебрались в Нидерланды, где к ним относились терпимо. Училище было направлено на то, чтобы готовить служителей культа.
Онтология. Очень существенно отходит от Декарта (дуализм, дуальность). Спиноза - последовательный онтологический монист. Разрабатывает понятие субстанции как концептуальную основу монизма. По Декарту, субстанция - то, что не нуждается в своем существовании ни в чем другом. Спиноза: субстанция есть причина самой себя. Именно специфическое определение субстанции стало онтологическим основанием монизма.