Готхольд Эфроим Лессинг (1729 - 1781)
 
 
Первоначально находился под сильным влиянием философии Лейбница и Вольфа. Знакомство с работами Спинозы изменило его позицию. Становится на позицию монизма. Душа и тело человека - две стороны единой субстанции.
Проблема «Бог - мир». Бог не вне мира, а в самом мире.
Главное - разработка идеи развития (содержится у Лейбница как идея саморазвития монад). Идея развития применяется к человеческой культуре.
Опираясь на Лейбница, различает необходимые и случайные истины. Если у Лейбница и Вольфа особенно они различны до противоречия, то Лессинг говорит о тождестве этих истин в форме критического преодоления случайной истины. Необходимая истина достигается в историческом процессе прохождения случайных форм. Примыкает к распространенной трактовке религии, исторические истины - не более чем исторические, поэтому они случайны. Но смена этих истин дает нам прогресс в развитии религиозных взглядов, люди все более и более приближаются к истинной религии. Главные этапы прогресса религии и нравственности - язычество, иудаизм, христианство.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Фрэнсис Хетчисон
Выступает против Мондевиля, говоря, что добродетели он смешивает с удовольствиями. Нравственность - космическое начало, связанное с отношениям человека к Богу. Критерий нравственности - совесть. Страдания тела - ничто по сравнению с возмездием в потустороннем мире. Поэтому надо заботиться о душе, духовной составляющей. Мораль состоит в покорности Богу.
Джон Толанд
Разум индивида -- верховный судья. Доверие к разуму и индивиду. Для Толанда свободомыслие -- свобода индивида самому судить по всем вопросам, без оглядки на авторитет и корпоративные позиции. Отсюда -- защита принципа терпимости. Толанд - враг религиозной нетерпимости. Государство не вправе карать за убеждения, только за действия, если вина человека доказана.
Антони Коллинз
Коллинза прежде всего занимает проблема свободы. Позиция последовательного детерминизма, все поступки детерминированы. С необходимостью появляются ощущения, когда органы чувств работают нормально; логическое суждение обладает достоинством необходимости; истинность суждений зависит от предметов, о которых судим; желания человека детерминированы потребностями нашего организма, мы должны руководствоваться потребностями и желаниями.