РЕКЛАМА
Христиан Вольф (1679 -1754)
 
 
Отец готовит его к карьере священника. С 1699 года изучает в Венском университете богословие, но к концу периода обучения увлекается математикой и философией. Влияние Спинозы, Чирнгаузена, в дальнейшем - сочинений Лейбница.
Под влиянием Лейбница Вольф ставит задачу создать философскую систему, охватывающую все знания. В 1706 году его приглашают в качестве профессора в университет в Галле - вначале он преподает математику, затем философию. Лекции пользуются большим успехом благодаря сухости, сопровождающейся отчетливостью и ясностью.
В результате интриг Франц Вильгельм I изгоняет его из университета и страны. В 1723 - 1740 годах работает в Марбурге, где у него учится Ломоносов (отверг позицию Вольфа, хотя уважал его). При Фридрихе Великом Вольф возвращается в Пруссию в университет в Галле, где работает до конца жизни. Его произведения и учебники стали обязательными учебниками для протестантских университетов в Германии. Терминологию взял у Томазия, единая философская основа для всего философского образования в Германии была создана. Утвердилось единство философского образования во всех германских университетах. Образовалась школа философии. Учения Лейбница в огрубленном виде стало преподаваться (повлияло на Канта).
Вольф пытается соединить воедино методологические положения Чирнгаузена и просветительскую ориентацию Томазия. Чтобы обладать просветительской функцией, философия должна отличаться отчетливостью понятий и доказуемостью и достоверностью своих положений.
 
Предмет философии - все мыслимое. В чем отличие философии от других наук? Отличе в методе. Вольф выделяет три типа знания:
 
математическое
историческое
философское
 
Математику ценит не очень высоко, хотя преподавал ее. Главное внимание уделяет противоположности исторического и философского знания. Историческое знание отличается фактичностью, философия изучает основы вещей. Напоминает лейбницевское различие между истинной необходимостью и случайными (фактическими) истинами. Философское знание должно строго дедуктивным путем выводить все свои положения из основополагающей истины, причем с необходимостью. Закон недопущения противоречия обладает статусом фундаментальности. De facto Лейбниц осуществляет такую дедукцию, принимая во внимание весь эмпирический материал того времени.
  Параллелизм рационально полученного знания и опытного знания. Двойственная данность знанию одних и тех же объектов - результат рационального знания и чувственного опыта. Рациональная деятельность - деятельность высшей познавательной способности. Опыт - низшее знание.
Рациональное знание в качестве источника имеет сам разум. Вместе с тем, он действует почти по Локку: рациональное знание - результат рефлексии ума над опытным материалом, надо добиться отчетливости. Двойная система знаний.
Кроме разделения на рациональное и опытное, примыкает к аристотелевскому разделению на теоретическое и практическое знание. Создает энциклопедию всех знаний, которые существуют у человека.
 
Подход Вольфа к государству. Позиция индивидуализма. Цель государства - то, что соответствует благу индивида. Государство есть продукт индивидуальных воль, реализация цели индивида - верховная задача государства. Наиболее достойно для индивида его умственное просвещение, государство должно заботиться об этом. По сей день традиция сильна в Германии - государство продолжает заботу об образовании. Государство может давать образование индивиду только в рамках просвещенной монархии.
 
Главное требование Вольфа - предельная разумность откровения. Допускает только сверхразумность истин откровения, но не противоразумность. Надо доказать разумность текстов Священного Писания. Предоставляет эту задачу теологам. Задача философии - разработка естественной теологии, или религии разума, в двух формах - рациональной и эмпирической теологии.
Рациональная теология - онтологическое и космологическое доказательство бытия Бога. Эмпирическая теология - физико-теологическое доказательство бытия Бога.
Космологическое доказательство исходит из факта существования мира как целого. Следовательно, должен быть творец такого мира. Физико-теологическое основывается на признании целесообразности в мире. Это предполагает наличие Творца, который дал миру цель. Позиция Вольфа - телеологическая. Следует Лейбницу - Бог сотворил лучший из возможных миров, имеющий цель. Каждой монаде присуща цель, имманентная телеология. Вольф: цель творения исторически своеобразна. Бог нуждается в том, чтобы имелись существа, которые восхваляют его. Потому и создал. Чтобы был повод и основание хвалить Бога, создал все для человека. Излагая эту позицию, впал в такую мелочность, что стал мишенью для очень острых нападок Вольтера.
Склонность к сухой рассудочности, обычная для человека, воспитанного в духе протестантизма, характерна для немецкой философии. Философия Вольфа породила школярский дух в немецкой философской традиции, а с другой стороны, положила основу для еще одной особенности немецкой философии - ее основательности и педантичности.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Пьер Даниэль Гюэ
Вооружившись скептической аргументацией, направил ее против современной философии, прежде всего рационалистической. Был сторонником Декарта, но перестал им быть, познакомившись с текстами Секста Эмпирика. Атакует гносеологический рационализм Декарта, становится на позиции сенсуализма, по-видимому, не без влияния английской эмпирицистской традиции.
Жак Бенинь Боссюэ
Оружие скептицизма направил против рационализма в теологических построениях. Полагал, что протестантизм попытался рационализировать вероучение и сблизить веру и разум. Попытку рационализировать веру оценивает как нелепость. Сторонник Августина - признает иррациональный характер религиозной веры.
Пьер Бейль биография
Родился в местечке возле Тулузы в семье священника протестантской конфессии. Сочетал глубокую религиозность и стремление к научному знанию. Очень скоро осознал иллюзорность рационалистических надежд в рамках протестантизма, то есть что примирить рационализм с иррациональной верой невозможно. В 23 года перешел в католицизм, но католическая вера и традиция не позволили ему заниматься наукой.