Кант, Шеллинга и Фихте сравнение философии
 
 
Шеллинг сказал, что субъективно-идеалистическая позиция Фихте должна быть преодолена, чтобы адекватно выразить интерсубъективное содержание, которое он же подчеркнул в человеческом сознании.  Сам Шеллинг не понял, что радикально расходится с Фихте. На это указал Гегель. Работа Шеллинга вышла в 1800 году. В 1802 году Фихте отказался от субъективного идеализма: божественный абсолют создал весь мир, остается человек - эмпирическое Я. Перешел на позиции объективного идеализма. Важное событие в немецкой классической философии. Тенденция объективизма (Декарт), которая в сочетании с тенденцией субъективизма предстает у Канта и Фихте, становится адекватной, принимая форму объективно-идеалистического учения. В этом смысл перехода Фихте от субъективного идеализма к объективному.
 
Фихте, отказавшись от вещей в себе, опробовал один из вариантов решения основного вопроса философии, который является продолжением того, что сделал Кант. Фихте выявил абсурдность того, что может быть сделано в философии. Он заострил проблему соотношения бытия и мышления. Кант вырыл пропасть между бытием и сознанием. Фихте оставил только сознание, устранил проблему. Кант заострил проблему на основании беспрецедентно глубокого анализа природы математического знания, теоретического естествознания и философии. Пропасть между бытием и сознанием. Фихте говорит, что отношения нет. Могла ли философская мысль после Канта удовлетвориться тем, что сделал Фихте? Слишком глубоко поставил проблему Кант. Переход к объективному идеализму - значимость бытия. Следующий шаг связан с тем, что утверждается философия объективного идеализма. Фихте только первый шаг сделал.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Натурфилософия Шеллинга
Суть натурфилософии Шеллинга - Шеллинг исходит из лейбницевского противопоставления духа и материи. Опирается на популярное на всем протяжении развития философии Нового времени понимание, что материя пассивна (механистическое понимание природы). Пытается в объектах природы отыскать активное начало.
Проблема свободы у Шеллинга
Намечает диалектику свободы и необходимости. Они связаны с сознательным и бессознательным. Необходимость -- бессознательная деятельность, свобода -- сознательная деятельность.
Эстетика Шеллинга
В искусстве преодолевается противоположность теоретической и практической деятельности. Искусство -- высший синтез и того, и другого. Искусство Шеллинг оценивает крайне высоко, как синтез природы и целесообразного сознания.