Кант о мире феноменов
 
 
Мир феноменов создан сознанием. Поэтому субъективный идеализм не-берклианского типа. У Беркли - примитивный субъективный идеализм. У Канта все гораздо сложнее. Чтобы охарактеризовать специфику своего философского учения, Кант использует понятие ноуменов наряду с понятием феноменов. Понятие ноумена перекликается с понятием вещи в себе. В первом издании «Критики чистого разума» сам Кант охарактеризовал свою позицию как идеализм. Ноумены - это то, о существовании чего можно заключить лишь как о причине данных восприятий. То, что имеет сомнительное существование. В трансцендентальной эстетике не сомневается в существовании вещей в себе, они существуют реально, объективно. Ноумен - граничное понятие, требующееся, чтобы установить границу феноменального мира. Понятие ноумена имеет только негативное применение. «Демаркационное понятие»., граница феноменального мира. Вещи в себе существуют за границей феноменального мира. Понятие ноумена - не произвольное понятие, связанное с миром феноменов. Содержание феноменального мира определяется воздействием на наше сознание мира вещей в себе. Никакого произвола здесь нет, и в содержании, и в формах феноменального мира, чем Кант и отличается от Беркли. Во втором издании Кант убрал все те фразы, в которых подчеркивал субъективизм его построений, и написал главку «Опровержение идеализма» против Беркли, чтобы размежеваться с ним.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Антиномия в философии Канта
Кант отмечает два типа антиномий.
1) математические - сложение, вычитание, деление.
2) динамические.
Кант о душе
Отношение к рациональной теологии.  Кант отрицает рациональные основания существования души (душу признает). Отношение к рациональной космологии - выделяет антиномии.
Кант доказательств бытия Бога
Критика доказательств бытия Бога. Их всего три - онтологическое, космологическое и физико-теологическое. Только три возможности - они соответствуют определенным познавательным способностям человека (чувственное познание, рассудок и разум). Физико-теологическое доказательство соответствует чувственному познанию, за основу доказательства берется определенный опыт. Космологическое доказательство соответствует рассудочному познанию, неопределенный опыт.