Кант основы метафизики нравственности
 
 
Ответ на вопрос: возможна ли метафизика как наука? Невозможна как старая. Возможна: 1) как критика чистого разума, 2) как метафизика (философия) природы - должна содержать в себе все чистые принципы разума, построенные на понятии чистого разума; 3) метафизика нравов - те принципы, которые соответствуют этическим проявлениям.
«Основы метафизической нравственности», «Критика практического разума».
 
Независимость морали от всех других сфер человеческой деятельности - от деятельности чистого разума. Идея автономности морали (Шефтсбери, Бейль). То, что не возникает из нравственного сознания, из самой морали и из признания свободы человека, не может заменить отсутствия нравственности. Мораль независима от религии (Бейль впервые обосновал это положение). Законы морали обязывают носителя морального поведения благодаря простой форме, простой законосообразности тех правил, которые составляют эту мораль. Этого достаточно для функционирования морали. Законы - предписания, как действовать.
Мораль не нуждается ни в каких целях, ни в каких предписаниях религии. Из морали вытекает наличие цели и необходимость всеобщего блага. Необходимость признать высшее всемогущее существо. Вера в Бога зависит от морали. Соотношение религии и морали: на  первое место ставится мораль, религия производна от морали. Человек верит в Бога, потому что того требует мораль. Идея Бога, которую он отверг в «Критике чистого разума» как недоказуемую, восстанавливается в «Критике практического разума». «Чтобы дать место вере, ограничил разум».
 
Вера имеет основания в морали, не безосновная. Или - практический разум Кант ставит выше теоретического. В такой причудливой форме закладываются основы воззрения, которое получит разработку в материализме: практика - основа решения проблем. Одного теоретического разума недостаточно. Практический разум - высший судья. Теоретический разум бессилен решить эти вопросы. Идея определяющей роли практики у Канта еще не сформулирована. Практический разум определяет необходимость идеи всеобщего блага, а закон - необходимость существа, отражающего высшее благо.
Автономность морали обусловлена тем, что моральные нормы опираются на природу человека. Против Гоббса, у которого эгоистическая природа человека, Гоббс вводит государство и гражданское состояние.
 
Основные положения нравственности заключаются в понятии чистого разума (априорные). Высший принцип морали опирается на понятие доброй воли. Моральное решение - прерогатива доброй воли. Решения воли ставятся в зависимость от каких-то целей. Определяется наличием воления безотносительно к каким-то целям. Мораль ничем не обусловлена, независима. Добрая воля превращается в самоцель. В силу этого становится совершенно формальным понятием, независимым ни от какого содержания. В этом ее автономность. Добрая воля содержит в себе исключительно форму воления саму по себе. Опять различение понятий формы и содержания. Цель - чисто формальное определение нравственного закона, или повеления. Выражается термином императив. Императив говорит - поступать так-то и так-то хорошо, а по-другому - плохо.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Кант о мире феноменов
Мир феноменов создан сознанием. Поэтому субъективный идеализм не-берклианского типа. У Беркли - примитивный субъективный идеализм. У Канта все гораздо сложнее. Чтобы охарактеризовать специфику своего философского учения, Кант использует понятие ноуменов наряду с понятием феноменов.
Трансцендентальная диалектика Канта
Рассматривает функции разума, не рассудка. Кант четко различает рассудок и разум. Разум - высшая познавательная способность. Любое познание начинается с чувственного созерцания, затем Кант рассматривает мышление, затем разум. Выше разума ничего нет.
Кант рациональная психология
Рациональная психология утверждает существование души как рациональной духовной субстанции, дающей жизнь телу. Кант рассматривает доводы в пользу. Мыслящее существо нельзя мыслить понятийно как субъект. Следовательно, это субстанция. Кант говорит, что это паралогизм.