РЕКЛАМА
Философия Канта вещь в себе
 
 
Чтобы понять глубокую подоплеку кантовского решения вопроса о природе математического знания - априорного знания, содержащегося в уме человека до любого опыта - возвратимся к декартовской концепции врожденного знания. Надо учесть, что Кант в период критической философии занимал дуалистическую позицию по основному вопросу философии. Кант полагал, что существует мир вещей в себе (перевод Соловьева, может быть, удачнее «вещь сама по себе»). Существуют вещи безотносительно к сознанию, сами по себе, и существует сознание человека. Между этими двумя мирами - пропасть. Человеческое сознание не в состоянии постичь вещи как они существуют сами по себе. Позиция онтологического дуализма. Одновременно - гносеологический агностицизм. Два способа выражения одной и той же позиции.
 
Вещи в себе могут только воздействовать на наши органы чувств и результатом этого воздействия являются феномены или наши ощущения, восприятия. У впечатлений есть две стороны. Есть содержание и есть форма чувственного опыта. Это обретает принципиальное значение. Содержание нашего чувственного опыта апостериорно. Содержание до опыта и помимо опыта не может существовать. Но когда мы имеем дело с содержанием нашего опыта, не знаем, что мы имеем дело с вещами. Это - те модификации нашего сознания, которые воздействуют на нас. Я ощущаю те изменения, которые в моей чувственности произвел контакт со столом. Я воспринимаю только модификации сознания (не кантовский термин). Я внутри себя все время нахожусь. Все содержание чувственного опыта апостериорно. Вещь в себе познать не могу, познаю только изменения моей психики. Дуализм мира вещей в себе и мира феноменов сохраняется. У чувственного опыта есть форма. Эта форма априорна. Это пространство и время. Эти формы даны и содержатся в моем сознании до всякого опыта, они врождены мне. Чтобы создать впечатление, что утверждение Канта о врожденности пространства и времени не является лишенным оснований, потребуется опереться на результаты исследований выдающегося психолога 20 века Пиаже. Пиаже исследовал детское психическое восприятие мира: пространство восприятия не является евклидовым, это скорее всего пространство Лобачевского. Мы имеем зрительные восприятия. На сетчатку нашего глаза в каждый момент времени падают фотоны света сразу со всех сторон. Что мы видим? Одни объекты дальше, другие ближе, одни слева, другие справа. Это значит, что мы, если бы не имели способности упорядочивать наши зрительные ощущения, накладывать форму трехмерности на весь хаос ощущений, не видели бы. В нашем восприятии имеется то, что называется «перцептуальным пространством» (современное понятие). Структура или форма, которую мы накладываем на хаос наших ощущений, -- форма чувственного созерцания. Заранее сознание строим так, чтобы все было упорядочено. Наши восприятия кажутся упорядоченными. Эта форма - пространство. Содержание апостериорно, а пространство как форма чувственного созерцания априорно.
 
Кроме перцептуального пространства, полагал Кант, ничего нет, реального пространства нет. Каковы вещи в себе, нам знать не дано. Имеем дело с миром нашего сознания. В модификациях сознания есть апостериорное содержание, определяющееся воздействием предметов на меня, и есть форма. Понятие опыта предполагает наличие двух этих сторон. Этот порядок и есть априорные формы, они врождены нам.
Но если мы задаем сами, спонтанно, бессознательно, форму нашего созерцания, за спиной нашего сознания наша способность чувственного созерцания создает эти формы, -- это продукт спонтанной деятельности нашего Я, мы получаем пространственно оформленные данные чувственного созерцания. Это мир феноменальный, мир нашего восприятия. Мы не можем не признать тех пространственных соотношений, которые изучает геометрия - мы сами задали их как форму созерцания - они априорны и необходимы. Эти же положения геометрии и арифметики всеобщи - каждый субъект продуцирует эти формы и соглашается, что они подчиняются этим соотношениям. Вне нет никакого пространства и времени. Субъективно-идеалистическая трактовка. Они в нас. Поскольку пространство и время априорны, постольку возможны всеобщность и необходимость основоположений арифметики и геометрии. Следовательно, арифметика и геометрия как чистые науки возможны.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Трансцендентальная аналитика
В мышлении понятиями относится к другим представлениям. Мышление в понятиях дискурсивно, оно - не созерцание. Отношение понятия к другим понятиям, нет прямого выхода к предмету познания. Кант: все функции рассудка можно найти, если показать единство мышления. Различает, так же как в чувственном созерцании, форму и содержание.
Юм и Кант сопоставление философии
Сопоставим с Юмом. Юм: я есть только пучко представлений. Схема сходна. Есть представления и они представляют собой пучок, единство. Кант идет дальше Юма, концептуализирует такую схему. Всякое представление для человеческого сознания сопровождается декартовским «я мыслю».  Иными словами, мышление человека невозможно без акта одновременного осуществления самосознания субъекта мышления.
Сознание по Канту
Самосознание присуще любому субъекту. Поэтому трансцендентальный принцип единства самосознания. Единство самосознания обеспечивает возможность объединения различных представлений, потому что субъект является единым. Следовательно, способность подводить многообразие представлений под одно представление. Эта способность коренится в наличии трансцендентального единства апперцепции.