РЕКЛАМА
Кондильяк трактат об ощущениях
 
Теоретико-познавательная проблематика и теория систем. В теории познания становится на позиции локковского сенсуализма, но более последователен. Объясняет происхождение всех без исключения человеческих знаний из чувств.
В «Трактате об ощущениях» разрабатывает сенсуалистическую теорию познания в противовес теории врожденных идей Декарта и Лейбница, подвергает критике солипсизм Беркли и агностицизм Юма.
Решение вопроса об отношении мышления к бытию - материалистическое. Вещи - тела, которые обладают пространственной формой, движением и покоем. Это первые качества, исходные свойства объектов. Эти свойства существуют объективно. Восприятие есть воздействие на органы чувств таких объектов. Чтобы описать воздействие на нашу психику ощущений, Кондильяк предлагает читателю образ статуи, которая лишена всех органов чувств, а затем мы в определенной последовательности наделяем ее этими органами.
 
Сначала обоняние, затем вкус, слух, зрение, затем осязание. Пока статуя имеет первые четыре способности, она не в состоянии отличить те внешние вещи, которые вызывают ощущения, от внутренних модификаций ее сознания. Свое собственное существование статуя сводит к потоку ощущений. Даже на уровне приобретения способности обоняния статуя наделяется способностью к самосознанию, рефлексии. Ставит вопрос, а что же она такое. Сводит себя к ощущениям - идентифицирует себя с запахами, а запахи воспринимаются как собственные модификации или способы существования. Есть запах и способность осознавать себя как обладающую этим запахом. Беркли - полный солипсизм.
Прибавляются вкус, слух, зрения, Ситуация остается той же. Статуя идентифицирует себя с этими ощущениями и воспринимает ощущения как собственные модификации. Когда начинает осязать, приобретает чувство, позволяющее отличить внешние вещи от себя самой. Когда осязает свое тело, она осознает, что осязает свое тело. Научается различать внешние объекты и себя самое.
Только твердость как свойство, данное осязанию, является и ощущением, и идеей. Как идея, относится к внешнему объекту. Ощущение - модификация сознания, нечто субъективное, на что указал еще Локк. А идеи, широко использовавшиеся Локком, Кондильяк тоже использует - но для обозначения объектов, которые существуют вне, независимо от сознания. Идея того, что вне сознания, и содержание идеи соответствуют объективным объектам, находящимся вне человека.
 
Осязание научает другие органы чувств различать внешние отношения и модификации самого сознания. Это учитель всех других чувств.
Осязание требует от статуи способности двигаться, производить движение руками.  Из созерцающей статуя превращается в активно действующую. Кондильяк практически выявил следующую особенность субъективно-идеалистической позиции - это позиция созерцательная. Когда человек занимает деятельную позицию, он становится с необходимостью на позицию материализма. Наметил очень важное направление критики субъективного идеализма и агностицизма. Отводит от сенсуализма угрозу солипсизма и агностицизма, делает попытку последовательно провести сенсуализм в вопросе происхождения способностей человека. Способности познания тоже возникли на основании ощущений. Сами способности - не результаты рациональной деятельности.
 
Смог найти аргументы против солипсизма, в отличие от этого надо признать, что сведение способностей к ощущениям - шаг назад по сравнению с Лейбницем, Юмом, не подчеркивается качественное своеобразие способностей. Юм тоже к этому подошел, считал, что причинность из опыта невыводима, подчеркивал специфику рационального познания по сравнению с чувственным. Кондильяк: никакой специфики нет. Уроки, которые преподали рационалисты и Юм, Кондильяком не были усвоены, как и другими представителями Просвещения. Понятия - сочетания восприятий и больше ничего.
Связь мышления со знаковой формой выражения понятий. Язык и мышление. Говорит о естественном происхождении языка, противопоставляет позицию теологическим фантазиям. Язык возникает из потребности людей в общении, как звуковое сопровождение жестов и действий людей. Пытается подкрепить сенсуализм - все из ощущений. Говорит, что сами слова - производные от тех идей, которые мы впервые получаем через ощущения. Опирается на современных ему лингвистов - в языке не было слов, кроме названий, которые были даны чувственным восприятием предметов. Все абстракции выражаются словами, которые происходят от первых слов.
 
Система. Прежде всего, о системности знаний. Система - система частей какого-либо искусства. О системе можно говорить тогда, когда части находятся в определенном порядке, взаимно поддерживают друг друга (целостность), одни части являются первоначальными, а другие - производными. Первые называются принципами. Речь идет о структуре теории (сам не говорит). Философские системы - Декарта, Лейбница - оцениваются с точки зрения трех возможных принципов построения таких систем.
если в основе лежат общие и абстрактные понятия - совершенно ложные системы (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Мальбранш)
положения о ненаблюдаемых причинах вещей, если выводятся на основании опытного знания -- наука типа ньютоновской. Никогда не следует забывать, что в основе лежат предположения. Их надо быть готовыми изменить.
в основе лежат твердо установленные факты. Такие принципы могут быть положены в основание философских построений. Самый ценный вид принципов. Статус гипотез должен сохраняться.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Философия Кондильяка
Подход к философии истории и социально-политическим процессам. Подчеркивает изменчивость форм правления и нравов народов. Все содержание духовной жизни определяется ощущениями, а ощущения устанавливают условия (материальные). Меняются условия - меняются и нравы, и формы правления.
Материализм Ламетри
1) Разработка материалистической линии достаточно уравновешена последовательным проведением этого принципа.
2) Материализм достиг уровня самосознания своей сущности. Рефлексивный акт - материалистическое мировоззрение осознало себя в качестве особого направления. Поэтому последовательность.
Дени Дидро краткая биография
Сын ремесленника. Первоначально отец готовил его к карьере священника. Когда Дидро обучался в Париже, под влиянием просветительских идей наотрез отказался выполнять планы отца. Пытается заточить его в монастырь, затем лишает его материальной поддержки. Дидро перебивается случайными заработками, пополняет свои знания, посещая парижские кафе. В начале 40-х годов знакомство с Руссо, Кондильяком.