Людвиг Андреас Фейербах биография
 
 
Сын известного правоведа Ансельма Фейербаха, родился в Баварии. Проучился в университете один год и настолько заинтересовался философией Гегеля, что перебрался в Берлин и прослушал все гегелевские лекции. Гегель сыграл роль «второго отца», духовного отца. Берлин Фейербах называл своей духовной родиной. Фейербах решил посвятить себя полностью философии, перспективу стать пастором оставил.
 
1824-25 гг. - гегельянец. Постепенно назревает переход к материализму.
1827-28 - сомневается в правильности гегелевского идеалистического панлогизма, приходит к выводу, что гегелевское положение о том, что логическая идея самоотчуждает себя в природе, необоснована и алогична. Выражает несогласие с Гегелем по вопросу о соотношении философии и религии. Религия, по Гегелю, -- стадия, предшествовавшая философии. Фейербах смотрит на религию более широко, рассматривает сущность религии вне того, чтобы признавать ее ступенью. Усомнился в притязаниях гегелевской философии на роль абсолютной, завершающей философии. За 10 лет до окончательного разрыва с Гегелем начинает критическую работу по размежеванию с ним.
 
1828 - пишет диссертацию «Об едином, универсальном, бесконечном разуме». Разум - родовая способность человека, противопоставляет такой подход гегелевскому, где Абсолютная Идея воплощается в человеке. Отправляет Гегелю на отзыв. В ответ - молчание. Фейербах подождал, понял, что отзыва не дождется. Уехал в другой город, где влияние Гегеля не было столь значительным. Стал приват-доцентом Эрлангенского университета.
 
В 1830 году анонимно публикует «Мысли о смерти и бессмертии». Утверждает, что на статус чего-то бессмертного может претендовать только родовой человеческий разум (Аристотель, Аверроэс, Сигер Брабантский). Разум существует в поколениях людей. Отрицает индивидуальное бессмертие. Отвергнув догмат о личном бессмертии, поставил себя в оппозицию религии. Обосновывает вывод двумя доводами: 1. Теоретическая несостоятельность признания индивидуального бессмертия. Нет данных, фантазий много. Нет оснований. 2. Практическая вредоносность признания бессмертной души. В чем она? Человек уповает на награду после смерти и пассивно ведет себя в этой жизни, не желая ее улучшать. Авторство скоро было раскрыто, лишен права преподавать в любом немецком университете. Смог выражать свою позицию только в публикациях.
 
1837 - женился на Берте Лёв, владелице фарфоровой фабрики в деревне, переселился в деревню, вел деревенский образ жизни. Оторванность от центров духовной культуры и литературы привела к деградации его творческого потенциала.
1841 - «Сущность христианства», книга оказала колоссальное воздействие на немецкую философскую мысль того времени.
 
1831 - смерть Гегеля. Ортодоксальные гегельянцы - буква и дух учения. Старогегельянцы, правые гегельянцы пытались сделать философию Гегеля обоснованием христианской догматики. Младогегельянцы в конце концов пришли к атеистическим выводам. Давид Штраус «Жизнь Иисуса». Гегель: религия откровения есть неадекватная форма выражения содержания Абсолютной Идеи, Штраус делает вывод, что христианская религия - всего лишь миф.  Мифология создана коллективным бессознательным творчеством раннехристианских общин. Бруно Бауэр - мифы созданы деятельностью евангелистов, конкретных личностей, сознательные обманщики. Брат Бруно Бауэра пришел к атеизму, раз религия - ложь.
Фейербах своим выпуском «Сущности христианства» решил противоречие между атеизмом и объективно-идеалистическим гегелевским подходом к философским проблемам. Энгельс был свидетелем и участником этих событий. Все примыкавшие к младогегельянству стали фейербахианцами.
 
1841 - «Предварительные тезисы к реформе философии»
1843 - «Основные положения философии будущего».
Фабрика его жены обанкротилась и семья Фейербахов переехала в другую деревню. Кончил жизнь в нищете. Вступил в демократическую партию, интересовался марксизмом. Влияние не то, что в 40-е годы.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Проблема соотношения мышления и бытия у Фейербаха
Фейербах очень четко сознает, что в центре внимания философов - проблема соотношения мышления и бытия. Если отбросить идеализм и стать на позиции материализма, что является основой проблемы отношения мышления и бытия? Гегель: ясно, мышление первично, бытие вторично. Фейербах: природа является подлинным началом всего.
Фейербах философия религии
Пытается исследовать одну из форм общественного сознания - религию. Это - главный предмет внимания в «Сущности христианства». Колоссальный шаг вперед по сравнению с французским материализмом, который считал религию просто обманом и истоки лжи искал в интересах попов и власть имущих. Фейербах вскрывает земное содержание религиозных представлений - хотя это представления о потустороннем мире (он анализирует содержание), в этой сфере нет ничего потустороннего, все земное.
Что такое философия?
ВОПРОС: «
Что такое философия?» до сих пор не получил однозначного ответа. Мыслители античности рассматривали философию и как способ мышления, и как систему принципов, предопределяющих тот или иной образ жизни. Философ, в их представлении, это, прежде всего, мудрец, чьи взгляды на жизнь не отделимы от его реальной жизни, а последняя пронизана любовью к мудрости.