Монтескье о духе законов
 
 
«О духе законов» - итоговый философский труд Монтескье. Исследует различные формы общественной жизни, не прибегая к теологии. Позиция - антропоцентризм. Сказывается прежняя профессиональная деятельность - все рассматривается сквозь призму законов. Законы определяют все процессы в обществе. Законы естественные и законы социальные. Естественные законы - законы, которым подчиняются отношения людей друг к другу как биологических существ. Регулируют жизнь в естественном состоянии (Гоббс), касаются удовлетворения людьми своих биологических потребностей. Отвергает тезис Гоббса, что естественное состояние - война всех против всех. Человек - достаточно слабое существо, не может в одиночку выжить. Живет в сообществах. Общественное состояние является изначальным. Несмотря на то, что люди живут сообществами, признает наличие борьбы - войны между различными обществами, войны внутри общества - борьба людей за извлечение выгод за счет других людей. Из-за наличия двух типов войн возникают законы. Возникновение права и государства объясняется обусловленностью социальными конфликтами. Возникает международное право, гражданское право и политическое право. Гражданское право регулирует отношения между гражданами одного и того же государства. Отношения между правителями и управляемыми регулируются политическим правом.
 
Выделяет три типа государственного правления:
республиканское государство
монархическое государство
деспотическое государство.
 
Начинает анализ с деспотического государства. Деспотический правитель вне правил и законов, правит по произволу.
Республика -государство, в котором власть осуществляет часть общества или весь народ на основе законов.
В монархии правит монарх, но на основе законов. Образцом монархического государства Монтескье считает Англию. Подхватывает идею разделения властей Локка.
Концепция детерминированности законов специфическими для каждой формы правления факторами - географическими, психологическими и историческим прошлым. Главный прицип, обеспечивающий устойчивость определенной формы правления и государства - человеческая страсть.
Республика - гражданская добродетель.
Монархия - честь.
Деспотия - страх.
Тот или иной тип правления приходит в упадок, если ослабевает действие принципа. Монтескье закладывает основы психологического подхода в социологии.
Процессы детерминированы географическими факторами, прежде всего климатом. Страны с холодным и жарким климатом. Жаркий климат - лень, расслабленность, пассивность. Холодный климат придает телу и уму особую силу.
 
Величина территории. Естественная граница территории - горы. В государствах маленького и среднего размера нет основания для сепаратизма и управление не требует жестких мер со стороны власти. В маленьких государствах - республика, в средних - монархия, в больших - деспотия (провинции стремятся к отделению, правитель держит в страхе провинции).
Почва. Почва плодородная - развивается земледелие, скотоводство, формируются богатства, психология людей, которые боятся за богатство, миролюбие. Здесь люди не свободолюбивы. Поэтому деспотия.
Если почва бесплодна, то набеги, авантюрные экспедиции. Республиканский строй. Основатель географического направления в социологии.
Критика: географический фактор не может быть признан определяющим. В странах в тех же климатических условиях могут быть и монархия, и деспотия, и республика.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Вольтер краткая биография
Подлинное имя - Франсуа Мари Оруэ. Сын состоятельного нотариуса, имевшего связи со двором. Крестный отец, аббат, привл ему любовь к свободомыслию. Пребывал 10 лет в иезуитской коллегии. Занимался литературным трудом, сидел 11 месяцев в Бастилии за сатиру на правление регента. Вышел, написал трагедию «Эдип-царь», в котрой обличил политический деспотизм, защищал право на разоблачение суеверий.
Отношение Вольтера к религии
Антиклерикализм. «Раздавите гадину» - католическую церковь. Придерживается деистических позиций. Рациональные доводы - ньютоновская механика, проблема источника движения - Бог дал первотолчок, объяснение сложного устройства живых существ. Объяснить иначе не мог, природа возникла в результате разумного акта творчества, творец искусен.
Вольтер о познании
Гносеологическая позиция Вольтера. В Англии стал ревностным приверженцем теории познания Локка, опровергнувшего теорию врожденных идей. Сенсуализм. Неприемлема позиция Декарта, Лейбница. Неприемлема также позиция английского эмпирицизма, скептицизм Беркли и агностицизм Юма.  Ощущения - результат воздействия на органы чувств внешних тел.