Пьер Бейль биография
 
 
Родился в местечке возле Тулузы в семье священника протестантской конфессии. Сочетал глубокую религиозность и стремление к научному знанию. Очень скоро осознал иллюзорность рационалистических надежд в рамках протестантизма, то есть что примирить рационализм с иррациональной верой невозможно. В 23 года перешел в католицизм, но католическая вера и традиция не позволили ему заниматься наукой. Признание самостоятельности человеческого разума недопустимо. Возвратился к кальвинизму. Двойное отступничество говорит о чрезвычайной интеллектуальной честности человека. Ему пришлось покинуть Францию, бежать в Женеву. Потом возвращается во Францию, становится профессором гугенотской академии в Сидане. В результате гонений на гугенотов во Франции Бейль эмигрирует в Роттердам, Нидерланды. Вначале принимает участие в религиозных разборках, потом практически перестает обращать внимание на борьбу. В 1664 году начинает издавать журнал «Новости литературной республики», в котором публикуются рецензии на все европейские книги в области философии и науки.
В 1697 году издает многотомный «Исторический и критический словарь». Это смелая попытка изложить состояние философии и науки в Европе от античности по современность. Обычно этим занимаются целые коллективы, Бейль издает словарь в одиночку. Очень глубокое освещение некоторых вопросов, философского учения. Титанический труд. Важный вклад в подготовку философии Просвещения, хотя скептическая позиция самого Бейля не позволяет считать его источником просветительского движения во Франции.
Публикует книгу «Ответы на вопросы одного провинциала».
Ведет переписку с Лейбницем, Шефтсбери, Мальбраншем.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Пьер Бейль философия
Содержание позиции. Резко подчеркивает несовместимость религиозной веры и рационального знания, показывает, что догмы религии противоречат самым очевидным положениям, которые признает разум. Недостоверность для разума содержания этих догматов.
Жан Мелье
С позиций разума креационизм нелеп, Мелье обращается к физико-теологическому аргументу: мир прекрасен, совершенен, следовательно, имеет совершенного творца, более совершенного и могущественного, чем его  творения. Отвечает: незачем искать творца вне природы, сама природа достаточно мудра, чтобы творить свои проявления.
Джанбатисто Вико
Вико выдвигает две грандиозные идеи: 1) идея разумного движения от начала истории и закономерного характера истории. История складывается естественным образом на основании причинных связей. 2) идея исторического круговорота.