Пьер Николь и Антуан Арно
 
 
Пьер Николь (1625 - 1695) и Антуан Арно (1612 - 1694)
Собратья Паскаля по аббатству Пор-Ройяль, янсенисты.
«Логика или искусство мыслить». Попытка систематичзировать искусство логики как искусство исследования (не умозаключения). Искусство мыслить опирается на четыре метода Декарта.
Учение о понятии
Суждении
Умозаключении
Методе
 
Понятия могут быть единичные, частные, общие, их можно классифицировать по объему и содержанию. Классическая аристотелевская тематика.
Суждения - о деятельности ума по соединению понятий, а формы - утвердительные и отрицательные.
Умозаключения - как образовывать новые суждения, когда есть известные.
Метод - способ расположения мысли, с помощью которого открываются новые мысли.
Аналитический метод - метод изобретения, особых логических процедур не предполагает, метод основан на изобретательности ума, его проницательности.
Синтетический метод, метод композиции (Галилей) - метод изложения уже полученных знаний, чтобы другие люди могли воспринять открытые нами истины.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Отвергает возрожденное Декартом онтологическое доказательство бытия Бога на том основании, что доказательство должно исходить из ясного понятия, а понятие Бога - самое темное понятие. Никакого доказательства Декарт не дал. Но сам Гоббс стоит на позиции деизма. Бог есть первопричина мира, но о Боге можно говорить, что он существует. Каков он, знать не дано. Бог находится в вечном движении и телесен, но его телесность более тонкая, чем телесность объектов.
Природа человека - эгоистическая, причем этот эгоизм не знает границ. Надо различать два состояния человека - естественное и гражданское состояние. В естественном состоянии в полной мере проявляется природа человека, он обладает всей полнотой прав (включая право убивать другого), чтобы осуществить эгоистические интересы.
Написал две книги: «Противоядие против атеизма» и «Бессмертие души».
Философия, ориентированная на научное мировоззрение, в Англии родилась как эмпиристическое предприятие. Гоббс был последователем Бэкона.
Мор занимал позицию рационализма в вопросе об источнике знаний.