Ральф Кедворт (1617 - 1688)
 
 
Главное произведение - «Истинная разумная система вселенной». В вопросе об источнике знаний направлено против сенсуализма. Концепция врожденного знания. Кедворт подчеркивает значимость чувственных восприятий - это своеобразный язык, которым природа разговаривает с человеком. Надо понять смысл. Для этого нужны понятия. Просто воспринять сообщение равносильно тому, чтобы воспринять китайские иероглифы для людей, не знающих китайского языка.
Знание этого языка обеспечивается понятиями, которые есть в душе. Эти понятия врождены, от Бога. Они соответствуют идеям, которые есть в уме Бога и в соответствии с которыми создан мир.
С точки зрения такого духовидения, Кедворт отвергает материализм.
Обрушивается на теоретико-познавательные взгляды Гоббса.
Гоббса он рассматривает как представителя более широкого течения, связанного с традицией Демокрита. «Демокритовский атеизм» -- суть материалистической традиции достаточно грамотно улавливается. Следует отвергнуть истоки материализма, всю линию.
Материя - косное, мертвое вещество, понимается так в соответствии с механистической традицией того времени. Что делает мир подвижным, красочным, живым? Одухотворенность, без духа был бы мертвой глыбой.
 
Причинность. Телеологическая позиция, противоположная индетерминистической. Существует божественное провидение, направляющее мир к определенной цели.
Фома Аквинский: концепция иерархического устройства мира, лестница совершенств, завершающаяся Богом.
 
Пространство и время тоже увязываются с идеей Бога. Понятие абсолютного совершенства Бога. Бог постоянно творит пространство, расширяя его. Время он постоянно продлевает, дал начало времени -- до сотворения мира время не существовало. Потенциально бесконечные, не актуально бесконечные пространство и время. Актуально бесконечен только Бог, только он творит пространство и время, они не могут быть актуально бесконечными, ибо тогда они были бы вне власти Бога.
 
Этические взгляды противоположны позиции Гоббса. Нравственность изначально заложена в душу человека, не может зависеть от человеческих прихотей, даже от воли законодателя.
Социально-политические взгляды. Власть от Бога (в пику Гоббсу), дана аристократии (это лучшие, в том числе монархи). Их политическое господство божественно и не может быть объектом стремления людей изменить порядок вещей.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Те нормы, которые даны в Священном писании, и есть естественные законы для человека. Отнюдь не продукт произвола или договора.
Естественное состояние - не война всех против всех, Бог дал другие заповеди морали.
Человек - доброжелательное существо, не эгоист.
Еврей, родился в семье еврейского купца в Амстердаме, учился в еврейском религиозном училище. В результате определенной политики по отношению к евреям в Испании, многие евреи перебрались в Нидерланды, где к ним относились терпимо. Училище было направлено на то, чтобы готовить служителей культа.
Онтология. Очень существенно отходит от Декарта (дуализм, дуальность). Спиноза - последовательный онтологический монист. Разрабатывает понятие субстанции как концептуальную основу монизма. По Декарту, субстанция - то, что не нуждается в своем существовании ни в чем другом. Спиноза: субстанция есть причина самой себя. Именно специфическое определение субстанции стало онтологическим основанием монизма.