Шарль Монтескье биография
 
 
Титул барона унаследовал после смерти своего дяди. Принадлежал к старому гасконскому роду, который поставлял судейских чиновников в парламент в Бордо. Вместе с другими родами составляли дворянство мантии - судейских чиновников.  Учился в коллегии ораторианцев, классическое светское образование. Становится советником, затем президентом парламента в Бордо. Увлекся физическими исследованиями и социально-философскими рассуждениями - поэтому «Персидские письма», которые вышли анонимно в Голландии.  Стал посещать Париж, заручился поддержкой видного аристократа, посвятил себя изучению нравов разных народов, государственных устройств. Германия, Швейцария, Англия. Главное произведение - «О духе законов», 1748. В 1734 году опубликовал историко-географическое введение «Размышления о причинах величия и падения римлян». Роман «Персидские письма» -- первый набросок просветительского движения.
По Европе путешествуют просвещенные персы и пишут письма домой. Описывают Францию как страну деспотическую, где меньшинство населения грабит страну, развращенное духовенство (костры инквизиции). Защитник веротерпимости, свобода совести, идеальное государство. Проповедь (?) над религиозными догматами христианства. Персы высоко оценивают достижения новоевропейской философии и науки. Опираясь на разум, Европа достигает поразительных успехов в объяснении природы.
Деистическое творение - разовая ситуация, Бог дал движение и законы механики. Дальше Бог не имеет поводов вмешиваться. Монтескье отвергает религиозное объяснение морали, Бог только мир сотворил. Люди должны соблюдать нормы морали по человеческим соображениям (принцип справедливости).
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Вольтер краткая биография
Подлинное имя - Франсуа Мари Оруэ. Сын состоятельного нотариуса, имевшего связи со двором. Крестный отец, аббат, привл ему любовь к свободомыслию. Пребывал 10 лет в иезуитской коллегии. Занимался литературным трудом, сидел 11 месяцев в Бастилии за сатиру на правление регента. Вышел, написал трагедию «Эдип-царь», в котрой обличил политический деспотизм, защищал право на разоблачение суеверий.
Отношение Вольтера к религии
Антиклерикализм. «Раздавите гадину» - католическую церковь. Придерживается деистических позиций. Рациональные доводы - ньютоновская механика, проблема источника движения - Бог дал первотолчок, объяснение сложного устройства живых существ. Объяснить иначе не мог, природа возникла в результате разумного акта творчества, творец искусен.
Вольтер о познании
Гносеологическая позиция Вольтера. В Англии стал ревностным приверженцем теории познания Локка, опровергнувшего теорию врожденных идей. Сенсуализм. Неприемлема позиция Декарта, Лейбница. Неприемлема также позиция английского эмпирицизма, скептицизм Беркли и агностицизм Юма.  Ощущения - результат воздействия на органы чувств внешних тел.