Шарль Сент-Эвремон (1613 - 1703)
 
Аристократ, имел доступ ко двору, принадлежал к высшему обществу, автор всевозможных острот, книг, в умственной деятельности видел утонченное удовольствие.
Атеист, но его произведения не дают возможности обвинить его. «Далек и от суеверий, и от безбожия», «грешник, но способен предоставить себя милосердию Божьему», «сторонник веротерпимости».
Слишком суровая религия никогда не дает хороших верующих, как суровые законы - хороших подданных.
Христианство - отличная основа морали. Мораль эта не допускает ни строгости, ни распущенности. Такая христианская мораль проповедовалась Эпикуром, ее цель - вкушать удовольствия, не следует заниматься аскезой.
Ему возражали, что Эпикур был безбожником. Сент-Эвремон отвечал, что Эпикур стремился получать удовольствие. Христианские постники постятся, потому что надеются на воздаяние. Эпикур не верил в потусторонний мир и стремился получить все здесь.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Приверженец декартовского рационализма. Резко выступает против схоластической мудрости. Дополняет рационализм позитивным положением - «познавать ситину не только разумом, но и сердцем». Предшественник экзистенционализма, экзистенциалисты чтут его в качестве предтечи. Сердце чувствует истину непосредственно и это - нерациональный факт. Эмоционализм и иррационалистическая тенденция.
Пьер Николь и Антуан Арно
Собратья Паскаля по аббатству Пор-Ройяль, янсенисты.
«Логика или искусство мыслить». Попытка систематичзировать искусство логики как искусство исследования (не умозаключения). Искусство мыслить опирается на четыре метода Декарта.
Учение о понятии
Суждении
Умозаключении
Методе
Исходный пункт - концепция двух истин. Теология и религия нужны обществу. Религиозные воззрения не поддаются рационализации и не нуждаются в ней. Философия - продукт разума, ее цель - объяснять человеку мир и самого себя. Главное средство - познание причинных связей.