Социальная философия Ш.Монтескье, Вольтера, Ж.-Ж.Руссо
 
В XVIII во Франции назревала революция. Предреволюционная ситуация характеризовалась, прежде всего, ослаблением жесткого гнета абсолютизма. Новые идеи, новые веяния пришли во Францию, как это ни странно, из Англии!
Сложился кружок любителей философии и науки. Члены кружка решили создать многотомный труд и рассказать широким массам образованных людей о различных ремеслах и науках. Это издание вышло в свет под редакцией блестящих ученых и публицистов своего времени. Многотомное собрание было названо словом «энциклопедия» (греч. enkyklopaideia – «цикл» – круг; «педо» – учу; «эн» – неопределенный артикль; дословно – круг учения, круг знаний). Всех авторов-публицистов, принявших участие в выпуске энциклопедии, стали называть энциклопедистами, это: Шарль Монтескьё, Жорж Ламетри, Жан-Жак Руссо и др.
 
Философия энциклопедистов была представлена в томе «Система природы», написанном Гольбахом, который позже был метафорично назван библией материализма.  В основе труда Гольбаха лежали естественнонаучные теории того времени, в частности, механика Ньютона и математика Декарта. Философия получила название «механистический материализм». Гольбах ограничился примерами из природы, а Дидро и Монтескьё, считая, что в общественной жизни также можно использовать физику Ньютона, перенесли эту философию на общество и описали механикой ненависть и дружбу, любовь и вражду между людьми. Первая в истории материалистическая общественная теория представлена в трактате Ш. Монтескьё «О духе законов» и называется географический детерминизм. Согласно теории, характеры людей, формы общения и даже формы правления в человеческом обществе обусловливаются географическими и демографическими факторами: климатом, рельефом, плотностью населения. Например, островитяне (англичане), как правило, замкнутые и высокомерные, а люди континента – общительные, мобильные, особенно жители равнин. А вот жители гор почти никогда не покидают место своего рождения. В Северных странах люди сдержанные, холодные, волевые, а вот южане – холерики, но гаснут так же быстро, как и загораются. Там, где плотность населения выше, формируются республиканские режимы власти (Италия, Греция), а на больших территориях с низкой плотностью населения складываются деспотические режимы (Россия).
 
Социальные взгляды энциклопедистов представлены в работах Вольтера и Руссо.
Вольтер всю свою жизнь яростно боролся с католичеством и фактически стал родоначальником атеизма. Руссо проповедовал идею всеобщего равенства, а также предлагал программу натурализма в общественной жизни, согласно которой человек должен вернуться в свое естественное состояние, забытое им в условиях цивилизации. В естественных условиях человек ни беден, ни богат, а блага между людьми распределяются справедливо. Эту идею Руссо изложит в трактате «Благо или вред принесла цивилизация человечеству», который победил на конкурсе, объявленном Парижской академией наук, и сделал Руссо популярным. Еще один знаменитый трактат Руссо «Об источнике неравенства между людьми». В нем Руссо утверждает следующее: человек человеку волк, и первопричина этого – частная собственность.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Метод научного познания существенным образом предполагает формирование некоторой теории, т.е. системы логических связей (здесь достаточно указать лишь на осознаваемость этих связей, как признак существования в них некоей логики) между объектами, сформированными в сознании как модельными (т.е. состоящими из набора логически идентифицируемых свойств)
О счастье можно сказать сразу и наверняка, что оно есть состояние всегда желанное. Такое переопределение очень выгодно не только потому что против него ничего разумного возразить нельзя, но и потому что сами желания --- предмет, исследуемый психологией, что уже подразумевает некоторый проведенный анализ, классификацию и т.д., чем можно пользоваться.
В вопросе о том, откуда проистекают желания, принцип детерминизма, вообще говоря, сопутствующий самой постановке вопроса, решает однозначно: нечто из ничего не возникает; или, по удачному выражению В.Шекспира: "Наши действия [обусловленные нашими желаниями,--- авт.] зависят от сил, действующих на нас