Томас Рид (1710 - 1796)
 
 
Главный представитель так называемой шотландской школы, или школы здравого смысла. Школа существовала во второй половине 18 - начале 19 века. Выступала как синтез философии Юма и эмпиристической традиции, которая шла от Локка.
Священник, в 51 год стал профессором, потом профессор университета в Глазго. Главные произведения - «Исследование о человеческом уме в соответствии с принципами здравого смысла», 1788 - «Опыты о деятельных способностях человека». Рассматривая философию после Локка, Рид полагал, что философы только выявили те следствия, которые вытекали из позиции Локка.
Отрицание Беркли материального мира и Юмом субстанции и причины настолько нелепо, что вся их философия должна быть отброшена и никуда не годится.
 
Два положения локковской философии: 1) утверждение, что душа есть tabula rasa; 2) что все сложные идеи возникают как результат комбинирования простых идей.
Начинает критику со второго положения. Нельзя рассматривать сложные идеи как произошедшие в качестве комбинации простых. Любую сложную идею можно искусственно (в воображении) разложить на простые части. Это не означает, что она возникла из простых идей. Сложные идеи изначально существуют как сложные.
Обращается к нравственному и эстетическому сознанию. Нравственное чувство предполагает наличие способности к нравственным оценкам. Нравственность возможна потому, что существуют сложные нравственные критерии. В теоретико-познавательных вопросах можно оценивать бесконечное число положений как истинные и ложные, потому что есть исходные сложные идеи - положения здравого смысла, инстинкты мышления. Им следует доверять, если мы хотим познавать. Должны признать и существование материальных вещей, и субстанции, и причины. Взгляды Беркли и Юма отбросить как ненужный хлам. Отодвигает в сторону аргументацию Беркли и Юма, не опровергая их.
Чтобы достичь знания первоначального суждения здравого смысла, Рид предлагает пользоваться методологией науки Ньютона - индукция, опирающаяся на опыт. Надо опираться на индукцию и данные внутреннего опыта, локковскую рефлексию. Теорию познания превращает в эмпирическую психологию.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Шарль Монтескье биография
Титул барона унаследовал после смерти своего дяди. Принадлежал к старому гасконскому роду, который поставлял судейских чиновников в парламент в Бордо. Вместе с другими родами составляли дворянство мантии - судейских чиновников.  Учился в коллегии ораторианцев, классическое светское образование. Становится советником, затем президентом парламента в Бордо.
Монтескье «О причинах величия»
«О причинах величия»
- рассматривает историю древнего Рима, чтобы объяснить настоящее положение вещей, исторический взгляд на общество. Джанбатисто Вико. Пересекается в французскими просветителями.
Монтескье о духе законов
«О духе законов» - итоговый философский труд Монтескье. Исследует различные формы общественной жизни, не прибегая к теологии. Позиция - антропоцентризм. Сказывается прежняя профессиональная деятельность - все рассматривается сквозь призму законов. Законы определяют все процессы в обществе.