Учение Гоббса о человеке
 
 
Проблема человека. Человек - исключительно телесное существо, как и весь универсум - только совокупность тел. Материалистический подход.
В отличие от бэконовского материализма, у Гоббса - механистический материализм. Все свойства тел, в том числе и человека, Гоббс делит на три группы:
свойства, неотделимые от тела;
свойства, присущие большинству тел, но не всем;
свойства, которые могут меняться.
 
Первые - протяженность и фигура; вторые - движение и покой; третьи - все чуственно воспринимаемые свойства.
Вслед за Галилеем, восстанавливает демокритовское различение объективных свойств (механических) и свойств, которые не являются объективными.
Он полагает, что все чувственно воспринимаемые свойства - великий обман чувств (как Демокрит и Галилей); телесный мир - иллюзия человеческих ощущений.
С учетом номинализма материалистически трактует материю, пространство, время.
Материя. Аристотелевское понятие первоматерии - только универсалия, не имеющая реального смысла. Реальны только телесные тела, которые мы наблюдаем. Материя - знак того, что мы отвлекаемся от свойств тел.
Пространство. Это - протяженность тела (это, это, это и т.д.); тоже универсалия, представление о нашей абстракции. Материальная и движущая причины - реальны.
Движущая причина - активность тела, материя пассивна. Материальная причина - воспринимающее тело.
Целевая причина - говорится только о человеке.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Философ, который возродил философию Эпикура в гораздо более полном виде, чем это пытался делать в XVв. Лоренцо Валла, который интересовался только этическими сторонами. Гассенди реабилитирует атомистику Эпикура. Галилей некоторые моменты учения Демокрита пытался взять на вооружение.
Следуя Монтеню, придерживается скептической позиции против науки и против притязаний богословов решать вопросы о бессмертии души и загробной жизни. Призывает полагаться не на знание, а на веру, но учитывать, что вера у людей самая разная. Несовпадение веры - не повод для притеснений. Даже представители одной религии придерживаются разных взглядов. Следовательно, надо исповедовать принцип веротерпимости.
Атеист, но его произведения не дают возможности обвинить его. «Далек и от суеверий, и от безбожия», «грешник, но способен предоставить себя милосердию Божьему», «сторонник веротерпимости».
Слишком суровая религия никогда не дает хороших верующих, как суровые законы - хороших подданных.