РЕКЛАМА
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831)
 
 
Почти полное совпадение с годами жизни Бетховена. Духовное родство очень большое. Первая часть Третьей симфонии - чеканные формулировки Гегеля.
Родился в семье секретаря казначейства в Штутгарте. Учился в Тюбингенском теологическом институте на одном курсе с Шеллингом. Его готовили к карьере пастора. Знакомство с произведениями Руссо, Платона, Канта, влияние французской революции побудили Гегеля отказаться от карьеры пастора и обратили его к философии. Работал домашним учителем в Берне, Швейцария, затем во Франкфурте-на-Майне. Написал работу по истории христианства, где рассматривал причины возникновения и распространения христианства. В начале 1801 года приезжает в Йену, защищает диссертацию, становится приват-доцентом Йенского университета. Публикует работу, в которой выделяет различие между системами философии Фихте и Шеллинга (указал на противоречие). У Шеллинга объективно-идеалистическая тенденция такова, что остается один шаг до того, чтобы ее назвать адекватно. Публикует произведение, которое сделало Гегеля ведущим философом Германии - «Феноменологию духа». Германия приобрела самобытного, оригинального мыслителя, затмившего Шеллинга. Не может читать лекции из-за французской оккупации. Становится редактором газеты, затем директором гимназии. Пишет «Науку логики», его приглашают в Гейдельбергский университет на кафедру логики. Два года работает. В 1818 году его приглашают в Берлинский университет на кафедру философии. Умер от холеры во время эпидемии.
 
Ранняя работа - христианство, иудаизм, древнегреческая, древнеримская религии с позиций просветительского подхода к религии, дистанцирование от теологии. Проявляется враждебное отношение к христианству и другим религиям. «Религия проповедовала то, что хотел деспотизм». Почти Дидро. Религия выражает позиции деспотизма, неверия в человеческие силы. Религия нужна обществу (Руссо), особенно просвещенная религия - деизм.
Гегель страстно ожидал революции в Германии. Он думал, что это будет социально-религиозная революция, которая возродит просвещенную религиозность как активную религию. Исследовал причины переворота, когда христианство сменило язычество. Видит причину в том, что в Римской империи изменились нравы. Главное - утверждение партикуляризма, забот индивида о своих индивидуальных интересах, утрата заботы об общем. Приверженность свободе ослабла и утрачивается, люди занимаются своими собственными интересами, обретают привычку к гнету имперского государства. Особое внимание уделяет предпосылкам. Христианство было ответом на потребность партикуляризированного человека. Земные условия удовлетворения интересов не удовлетворяли людей. Почти по-марксистски оценивает.
 
Гегель переживает духовный кризис из-за тщетности надежд на немецкую революцию. Кризис заканчивается только к концу 18 века. В 1799 году обращается к политэкономии. Глубинные процессы - это реализация божественного разума. Переход к пессимистической утрате всяких надежд на революцию - следовательно, возвращение к религии. Сам становится на позиции, близкие к позиции Шеллинга, -- объективно-идеалистические. Шеллинг пришел к философии тождества. Гегель, взяв на вооружение понятие Абсолюта, полагает, что противоречие существует в самом Абсолюте. Абсолют есть тождество тождества и не-тождества. Формулировка тут же развела его с Шеллингом. Противоположность оценивается Гегелем наиболее высоко, он видит ее во всем. Противоречие - критерий истины, отсутствие противоречий - критерий заблуждения.
Тождество у Шеллинга было тождеством мышления и бытия в Абсолюте. Гегель, когда говорит о единстве тождества и не-тождества, имеет в виду проблему соотношения мышления и бытия, заостренную Кантом. Все - ранние работы.
В ранних работах фиксируется синтетическая по отношению к Канту и Шеллингу позиция. У Канта - пропасть между мышлением и бытием, у Шеллинга - тождество. Гегель - синтез, тождество мышления и бытия и их различие. Делает диалектику предметом специального теоретического рассмотрения, пытается построить теорию диалектики. В диалектике Гегель обретает средство, позволяющее ему остаться рационалистом в решении важнейших мировоззренческих проблем, прежде всего проблемы соотношения мышления и бытия, в отличие от Канта и Шеллинга. Шеллинг ушел в мистику, иррационализм, столкнувшись со сложной проблемой соотношения мышления и бытия. Начала рационалистической и иррационалистической линий в современной философии. Гегель развивает рационализм, его преемники - Маркс, Энгельс, Ленин. Точка дивергенции - Гегель-Шеллинг.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Категории Фихте
Фихте и Кант (субъективно-идеалистическая тенденция имеет место) радикальным образом отличаются от субъективного идеализма Беркли. Фихте и Кант понимают под тем сознанием, которое творит мир, вовсе не поверхностное эмпирическое сознание, которое понимал Беркли. Что находится в опыте, то в нашей душе есть - примитивное решение.
Кант, Шеллинга и Фихте сравнение философии
Шеллинг сказал, что субъективно-идеалистическая позиция Фихте должна быть преодолена, чтобы адекватно выразить интерсубъективное содержание, которое он же подчеркнул в человеческом сознании.  Сам Шеллинг не понял, что радикально расходится с Фихте. На это указал Гегель.
Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг
Родился в семье пастора, сам намеревался быть пастором. Учился в Тюбингенском теологическом институте, на одном курсе с Гегелем. Гегель был старше его на пять лет, но Шеллинг был авторитетом для Гегеля. Под воздействием Французской революции проникается идеей вольнодумства, вместе с Гегелем сажают Дерево Свободы.