Жан Мелье (оч. прибл. 1664/1675 - ум. после 1733)
 
 
Кончил духовную семинарию, был приходским священником в Шампани. Когда он умер, среди вещей обнаружили три манускрипта, озаглавленные «Мое завещание» (изданы на русском языке в 1937 году). Копии завещания стали доступны и продавались по высокой цене. Одна попала к Вольтеру, «волосы от ужаса дыбом вставали». Издал извлечения. В 1874 году завещание было полностью издано в Амстердаме.
Если Бейль только сомневался, то Мелье полностью доверился разуму, полностью отверг религию. Объявляет религию выдумкой, позиция - грубый атеизм. Приходит к выводу, что нет рациональных оснований признавать божественность Христа, Евангелия - вымысел, в них столько путаницы, что доверять им нет смысла. Христос - жалкий безумец, висельник, лишен таланта. В Ветхом Завете - масса нестыковок. Вера основана на текстах, которые должны быть отброшены. Подвергает критике и догматы - результаты деятельности богословской мысли.
Ставит проблемы «вера - разум» и «Бог - мир».
 
Проблема сотворения мира. С позиций разума креационизм нелеп, Мелье обращается к физико-теологическому аргументу: мир прекрасен, совершенен, следовательно, имеет совершенного творца, более совершенного и могущественного, чем его  творения. Отвечает: незачем искать творца вне природы, сама природа достаточно мудра, чтобы творить свои проявления.
Если природа менее совершенна, чем творец, то у товрца есть еще более совершенный творец? Если творец совершеннее, чем творение? Так доказывается существование Бога.
Но абсолютно совершенное существо никто не видел, не наблюдал.
Явления природы надо признать самостоятельно существующими (как признак совершенства).
Анализ понятий пространства, времени, материи. Телесный мир создан существом бестелесным, не обладающим пространственными размерами. Значит, оно существует нигде. Значит, вообще не существует. И не может творить.
 
О времени. Время могло быть создано причиной, ему предшествующей. Ничего не может предшествовать времени.
Материя не сотворена. Творить - значит действовать, двигаться. Движется то, что обладает пространственной структурой, частями. Бог материален - следовательно, мир всегда существовал.
В природе возможно только возникновение вещей (Спиноза), природа порождает объекты.
 
Проблема соотношения души и тела. Не согласен ни с Декартом, ни с Мальбраншем относительно того, что существует самостоятельная мыслящая субстанция помимо тела. Все психические процессы - модификации телесной организации.
Мыслит душа вовсе не всегда - глубокий сон. Душа исчезает и ее снова кто-то дожен возродить (сотворить). Нет принципиальных отличий от тела. Душа всего лишь модификация тела. Тогда понятно, почему недоступна зависимость души от мозга. Локк - попробуйте увидеть сам глаз. Связь нашего мышления с деятельностью мозга нам недоступна, потому что глаз не может видеть глаз. Бог не нужен.
Как объяснить наличие веры в Бога у людей? Мелье закладывает основы просветительского объяснения. Люди склонны обращать внимание на чудесное, плюс невежество людей. Поэтому предполагается божественный субъект. Невежество - объяснение религии. Невежеством людей пользуются обманщики в своих корыстных целях - это делается, чтобы «легче держать в узде народ и творить свою волю»
Религия - самая вредоносная причина вражды между людьми. Войны за религию - самые кровавые. Только что закончилось кровавое столкновение между католиками и гугенотами во Франции (16-17 века).
 
Каким должно быть общество, основанное на разумных началах? Принципами должны быть справедливость и равенство. Люди - природные существа и равны между собой в качестве таковых. Равенство прав и всеобщая обязанность трудиться. Трудовая коммуна. Атеизм и материализм сочетаются с зачатками мечты о коммунистическом обществе.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Эленфрид Вальтер фон Чирнгаузен
Лично знаком с Лейбницем, переписывался с Лейбницем, Спинозой. В переписке со Спинозой обнажил очень слабое место в философии Спинозы: если протяженность есть атрибут спинозовской субстанции, то переход от этой субстанции к бесконечному разнообразию модусов невозможен. Спиноза признал, что Чирнгаузен прав, но менять не стал.
Христиан Томазий
Сторонник естественного права. Впервые вводит различие между нравственностью и правом. Нравственность - внутренний мир человека, а право регулирует внешний мир и отличается принудительностью.
Христиан Вольф
Вольф пытается соединить воедино методологические положения Чирнгаузена и просветительскую ориентацию Томазия. Чтобы обладать просветительской функцией, философия должна отличаться отчетливостью понятий и доказуемостью и достоверностью своих положений.