РЕКЛАМА
Жан Жак Руссо о государстве
 
 
В центре внимания - человек в современном ему мире. Антропосоциальная проблематика. В конкурсной работе пишет, что прогресс наук и искусств не способствует улучшению нравов. Науки и искусства «заглушают естественное чувство свободы». Раскрывает социальную природу этого феномена. Толпы писателей, художников и ученых «высасывают соки из государства, ничего не давая взамен», остальные «гибнут в нищете». Одни благоденствуют, высасывая соки из тех, кто создает блага жизни, а те прозябают. Не сами науки виноваты, а социальные условия. Надо просвещать народ. Когда власть вступит в союз с просвещением, ситуация изменится. Поддержка идей просветителей.
 
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Надо демократизировать саму власть. Во главу угла ставится проблема социального гнета. Пытается проследить происхождение и основания неравенства. Не соглашается с традиционной для просветителей идеологической позицией, что социальное неравенство - результат насилия, гнета власть имущих и обмана со стороны церкви. Пытается выявить исторические основания неравенства как предпосылки политического гнета. Последний становится возможен, потому что устанавливается социальное неравенство. Общая картина человеческой истории - как возникает социальное неравенство. Первоначально люди жили в благодатных местах. По мере роста численности населения благодатных мест стало не хватать. Пришлось добывать блага трудом. Люди изобрели орудия труда - рыболовства, охоты, научились использовать огонь и объединились в ассоциации для решения проблем, которые в одиночку решить было нельзя. Жизнь в ассоциациях выработала грубые представления о взаимных обязанностях. Первое крупной событие в рамках этого сообщества людей - научились строить жилища. Возникла семья. Семьи объединились в племена. Очень продолжительный период развития человечества и самый счастливый. Параллельно переворот в условиях жизнедеятельности людей. Ведет к возникновению гражданского общества. Истоки - обработка земли. Результатом этого является возникновение частной собственности, ибо требуется разделить землю между теми, кто ее обрабатывает. (Те общества, которые занялись земледелием, первоначально ввели коллективную собственность.) Имущественное неравенство. Более умелые и удачливые люди ведут обработку земли, накапливают продукты земледелия, возникает соперничество, желание выиграть за счет других. Возникает кучка богатых и масса бедных. Борьба их ведет к возникновению государства. Государство помогает богатым притеснять бедных - «оковы закона». Ради выгоды небольшой кучки людей человеческий род обрек себя на труд, рабство и нищету.
Третий переворот - государственная власть превращается в деспотию, подданные - рабы, равны в бесправии. Снова нет закона, вместо него - воля деспота. Нет понятия о справедливости, добре. Общество возвращается в естественное состояние. Это - плод разложения. Держится на насилии. Возможно ниспровержение власти, установление равенства на основе общественного договора. В работе «Об общественном договоре» во многом отступает от позиции, изложенной в предыдущей работе. Руссо - приверженец диалектики (по предыдущей работе) - идея саморазвития общества, раздвоение общества на противоположные группы, источник саморазвития. Отрицание отрицания - описывает этот процесс, от равенства через неравенство к равенству. После разработки общественного договора - сторонник «юридического мировоззрения». Заимствовал у Монтескье, географическое направление. Отказывается от своего вывода, что общество - результат обмана бедных богатыми. Результат общественного договора, направленного не на угнетение одних другими, а на защиту личности, имущества личности и свободы. Метаморфоза. После Юма трудно не признать, что общественного договора нет. Статьи такого договора никогда формально не выражались, но они молчаливо признаются. Это делает договор действенным.
 
Как и Гоббс, Руссо считает, что гражданское состояние предоставляет условия для развития личности. Человек приобретает значительные силы для сохранения и самосовершенствования.. Только в обществе человек становится господином над самим собой. Если человек действует под влиянием влечений, он раб. Если человек предписывает самому себе закон и ему неукоснительно следует, то он свободен. Кант признавал, что много взял у Руссо и Юма. Как раз кантовский категорический императив. В новой концепции общественного договора Руссо не рассматривает частную собственность как источник неравенства, но сохраняет приверженность демократическим идеалам - народовластию. Народный суверенитет, верховенство власти народа. Руссо подчеркивает, что законная власть может принадлежать только народу. Правительство обладает только исполнительной властью. Народ вправе отнять эту власть и правительства когда угодно. Орган для реализации народной власти - народное собрание. Здесь Руссо ссылается на древний Рим и начала государственности франков. Имеет место нарушение общественного договора, поэтому народ утратил свой суверенитет. Народ перестал бороться за гражданские добродетели. Чтобы вернуть народу законную власть, надо просвещать его, освобождать от предрассудков о природе власти.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Руссо отношение к религии
Неоднозначно. С одной стороны, не соглашается с Пьером Бейлем, что никакая религия не полезна для политического организма (Бейль отделил религию от морали и политики). «Ни одно государство не было основано без того, чтобы религия не послужила для него основанием». Религия необходима.
Этьен Боно де Кондильяк краткая биография
Сын крупного судейского чиновника. Окончил семинарию в Париже, получив сан аббата. Отстранился от обязанностей священника и занялся изучением философии и естествознания. 1744 - «Опыт о происхождении человеческого знания». Приверженность локковскому сенсуализму.
Кондильяк трактат об ощущениях
В «Трактате об ощущениях» разрабатывает сенсуалистическую теорию познания в противовес теории врожденных идей Декарта и Лейбница, подвергает критике солипсизм Беркли и агностицизм Юма.