Средневековая арабская философия и ее влияние на научно-философскую мысль Европы
 
 
Время явило миру невиданный всплеск науки и искусства на всей территории огромного Арабского Халифата.
Этот период следовал непосредственно за зарождением ислама в Аравии в VII веке н.э. и его стремительной экспансией по всей территории Западной Азии и Северной Африки. Уже к IX веку мусульманство стало религией, господствовавшей не только среди арабов, но и народов большинства стран от Испании до Северной Индии. Основные догматы ислама (вера в единого Бога-Аллаха, в его пророка Мухаммеда, в предвечность Корана, в загробное воздаяние) не могли не оказать самого серьезного влияния на культуру, а тем более на философскую мысль исламизированных народов.
Социальная доктрина ислама иногда называется социалистической. Современный арабский мыслитель Абдель Хамид Джавдат утверждает, что в рассматриваемое нами время (эпоха первых халифов) было достигнуто полное социальное равенство. Египетский ученый Мухаммед Ибрагим Хамза считает, что пророк Мухаммед был первым в мире социалистом. При всей близости мусульманской концепции человека к социализму не следует забывать, что на рабов положение о равенстве людей тогда не распространялось. Так что средневековые арабские мыслители видели место человека в окружающем его мире таким, каково оно и было в то далекое время. Устройство мира, по Корану, является Божественным установлением, и его отмена невозможна.
Однако в целом трактовка гуманизма у арабских средневековых мыслителей является светской, лишенной религиозной мотивации. Недаром в багдадской школе аристотеликов (а именно Аристотель и другие античные философы были примером для просвещенных арабов) царил вполне светский космополитический дух. Так, несториан Юхан ибн Хайлан был учителем мусульманина Абу Насра аль-Фараби, а учеником самого аль-Фараби стал яковит Абу Закария Яхья ибн Ади. Мусульманские ученые Ибн-ан-Надин, Иса ибн Али, Абу Сулейман ас-Сиджистани состояли в тесных отношениях с несторианами, яковитами и такими еврейскими философами, как Вахб ибн Яиш и Абу-аль-Хайр Дауд ибн Музадж.
Образованные люди арабского средневековья устраивали научные собрания (маджалис), о которых андалусский теолог Абу Умар ибн Мухаммед ас-Саади писал как об апофеозе вольномыслия. Мыслители, ориентировавшиеся на греческие модели философствования (фаласифа), были хорошо знакомы с универсалистским, гуманистическим духом античного культурного наследия. Абу Наср аль-Фараби определил вообще все античные науки как науки, разделяемые всеми народами и религиозными общинами. Гуманистическая струя этого философа дополняется идеалом просвещенности, интеллектуальной и нравственной культуры человека, близким к античному идеалу личности.
Первостепенное значение проблеме человека отводилось в трудах знаменитых Авиценны (Ибн Сины), Ибн Рушда, Абу Талиба аль-Макки и других мыслителей. А трактат Ас-саада ва-ль-исад философа Абу-лль-Хасана аль-Амири вообще рассматривает политику и этику как средства достижения конечной цели философии - человеческого счастья. Аль-Амири обильно цитирует Платона и, подобно ему, утверждает, что цель адаба (образования) - сформировать добродетельного человека, то есть смелую, презирающую смерть личность, умеющую стрелять, писать, плавать, соблюдающую правила этикета.
Ибн Рушд, опираясь на того же Платона, считает, что высшее счастье человека - в приобретении интеллектуальной добродетели, то есть философского знания. Однако исходя из Корана, Ибн Рушд заявляет, что человек не может обрести такую добродетель, если не ведет праведную, нравственно безупречную жизнь. Отсюда его вывод: философ и рядовой верующий-мусульманин - оба могут быть счастливы, но каждый по-своему.
Таким образом, исламский Ренессанс средних веков дал нам образцы высокого гуманизма, разрабатывая тему о месте человека в окружающем его мире. Следует заметить, что это контрастировало с мракобесием средневековой Европы того же времени. Арабские мыслители как бы стали промежуточным звеном между гуманизмом античности и гуманизмом европейского Возрождения.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Родился во Франции в дворянской семье. Учился в учебном заведении, которое только что было создано иезуитами (орден создали за несколько десятилетий до того). Учебное заведение называлось Ла Флеш и располагалось в местечке Лаэ.
Концепция двух истин. Уметь читать и извлекать знания, искать знания в себе самом. Колоссальная значимость субъекта познания. Субъект-объектные отношения - одна из центральных проблем.
Дуализм Рене Декарта
В целом - дуализм Декарта, имеющий два проявления:
1 дуализм души и тела в человеке. Две субстанции - мыслящая и телесная, протяженная, совершенно отделенные друг от друга. Декарт говорит, впрочем, о шишковидной железе, в которой они соединяются, но это рассуждение не имеет последствий.