Биография Бенедикта Спинозы
 
 
Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 - 1677)
Еврей, родился в семье еврейского купца в Амстердаме, учился в еврейском религиозном училище. В результате определенной политики по отношению к евреям в Испании, многие евреи перебрались в Нидерланды, где к ним относились терпимо. Училище было направлено на то, чтобы готовить служителей культа. Спиноза не смог закончить училище, отец забрал его, чтобы он участвовал в купеческих делах. Спиноза после смерти отца продолжал заниматься торговлей и учился у ван дем Эйдена, ученика Лучилио Ванини (сожжен в Тулузе как последователь Бруно). Прямая преемственность от Джордано Бруно.
Сошелся с нидерландскими республиканцами и христианскими сектантами, руководители еврейской общины были встревожены этим. Он пользовался большим авторитетом среди сверстников. Спинозу уговаривают, пытаются подкупить, хотели убить.
В 24 года, в 1656 году, был отлучен от общины. Евреи могли жить только сплоченно, общиной. Спиноза стал изгоем. Уехал в деревню, освоил там искусство шлифования оптических стекол, но не прекратил общения с республиканцами и сектантами.
В деревне продолжал образование, занимался естествознанием, математикой, философией.
В 1659 году перебрался в Гаагу. Именно руководитель Гааги, Ян де Витт, убедил Спинозу издать трактат. Он назывался «Богословско-политический трактат». Началась травля - Спинозу изображали как врага религии.
В 1675 году закончил главный труд, «Этику», но опубликовать не смог. Написал «Политический трактат». Посмертно, в 1677 году, вместе с письмами был издан, но запрещен правительством Нидерландов. Увидел свет только в 19 веке. Спиноза был известен в 18 веке и оказал сильное влияние на философскую мысль.
На Спинозу оказали влияние тексты Ветхого Завета. Ему принадлежит первая в истории европейской мысли Нового Времени научная критика Ветхого Завета. После Порфирия «Против христиан» впервые предпринял попытку проанализировать Библию с точки зрения науки, что ему не простили. На него оказали влияние:
идеи средневековых еврейских философов
представители второй схоластики (Суарес, 16 век, Испания)
философия Джордано Бруно, Бэкона, Гоббса и Декарта.
Главный философский труд - «Этика». Метафизическая концепция. Идеи, которые составляют основу его метафизики, оказали наибольшее влияние на дальнейшую историю философии.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Гносеологические взгляды. Один из самых влиятельных представителей рационалистической линии в новоевропейской философии. Очень существенная черта - гносеологический дуализм опытного и рационального знания (между ними пропасть). Опытное знание относится к области мнения, а истина, подлинное знание - только на путях рационального мышления.
Пантеистическая философия Спинозы - конкретное выражение того, что он исповедует единство мира. Мир един (монизм). Никакого дуализма нет.Подчеркнув единство мира, ставит проблему соотношения единого и многого. Эту проблему не могла разрешить вся античная философия. Он тоже ничего не мог сделать с этой проблемой.
Человек - один из конечных модусов, в котором проявляются два атрибута субстанции, и мыслящее, и телесное существо.Спиноза выдвинул концепцию психофизического параллелизма: связь идей в мышлении та же самая, какова связь вещей в мире.