РЕКЛАМА
 
Гегель человеческая история
 
 
Всемирная история - связующее звено между объективным духом и Абсолютным Духом. Всемирная история - стадия Абсолютного Духа. Государство как высшая ступень объективного духа - ступень перехода к Абсолютному Духу, причастно Абсолютному Духу. Гегель рассматривает всемирную историю как процесс саморазвертывания Абсолютного Духа, выстраивает триаду периодов, каждый связан с определенной формой общественного сознания.
 
1) Искусство
2) Религия откровения
3) Философия.
 
Всемирная история разворачивается, проходя эти три стадии. Каждой стадии соответствует свой этап исторического развития и она связана с деятельностью народа, роль которого была исторической и в жизни которого соответствующее понятие играло наибольшую роль.
 
1. Искусство характерно для античности. Именно искусство специфицирует эту стадию всемирной истории, а приверженность искусству проявилась у греков. Высокий уровень художественных достижений у греков. Почему она первая? В искусстве дух еще погружен в материю. Дух выражает себя через оформление соответствующего материала. Если просвечивает духовное содержание, то произведение искусства. Дух самостоятельно, вне материи выразить себя не может. Тесная связь с материалом. Живопись - оформление красок, просвечивает определенная идея. Скульптура - оформление мрамора, просвечивает идея, которая вне мрамора не выражается. Высшая форма искусства - поэзия, словесное оформление материала.
 
2) Религия откровения.
На этой стадии мысль об Абсолютном Существе, Боге, освобождается от необходимости быть непосредственно погруженной в материю. Представление об Абсолютном Существе не связано с материей. Но выразить это представление можно только в символической форме, форме материальных вещей. Вещь воспринимается с точки зрения того, что она указывает на нечто запредельное материальным объектам. Религиозное сознание не может обойтись без материальных объектов, но они служат в качестве символов. Икона - материальный объект, но важна не организация материала, красок, а направленность на потустороннюю действительность. Это носители символической информации. В этом существенное отличие стадии религии от стадии искусства. Духовное содержание частично освобождается от погруженности в материю, но указать на него можно только посредством материальных объектов - символов. Неадекватная форма выражения духовного содержания - люди вынуждены пользоваться материальными объектами для выражения нематериальных вещей. Это господство символического сознания характерно для Средних веков.
 
3) Новое Время.
Дух возвращается полностью к средствам своего выражения, существования. Понятие - не материальный объект, в адекватной форме выражается содержание, которое является содержанием самих понятий. Достигает адекватности существования духовного содержания. Философию он рассматривает исторически (записи лекций Гегеля занимают три тома). Изображает историю философии как самореализацию Абсолютной Идеи, логику саморазвития Абсолютной Идеи, которую отразил в первой части «Энциклопедии философских наук» и «Науке логики». Философия переходила от одних понятий к другим (соответственно «Науке логики»). Начинается с Парменида (бытие), потом Гераклит (отрицание), затем Демокрит (определенное бытие). Историю философии выстраивает по логическому принципу. Учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии. Завершается гегелевской философской системой, в которой Абсолютная Идея достигла адекватного самосознания. Гегелевской философией завершается весь гигантский круг саморазвертывания Абсолютной Идеи через природу и мировую историю.
 
У Гегеля - панлогизм. Главный механизм перехода от одного понятия к другому - на уровне логики, это выделение понятия, которое на скрытом уровне было на прежнем этапе.
В его философской системе Абсолютная Идея полностью познала саму себя. Что дальше? Ничего. Весь процесс во вселенной, доприродное существование Абсолютной Идеи завершилось в гегелевской системе. Круг замкнулся.
Суть всей философской позиции, вывод из всей философии Гегеля. Это противоречие между системой философии Гегеля и методом Гегеля. Система - объективный идеализм, основа - идея, процесс - самопознание ею собственного содержания, препятствий нет, вот и познала себя. Это обрекает систему Гегеля на признание завершенности. А метод - диалектический, не допускает завершенности.
ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Проблема соотношения мышления и бытия у Фейербаха
Фейербах очень четко сознает, что в центре внимания философов - проблема соотношения мышления и бытия. Если отбросить идеализм и стать на позиции материализма, что является основой проблемы отношения мышления и бытия? Гегель: ясно, мышление первично, бытие вторично. Фейербах: природа является подлинным началом всего.
Фейербах философия религии
Пытается исследовать одну из форм общественного сознания - религию. Это - главный предмет внимания в «Сущности христианства». Колоссальный шаг вперед по сравнению с французским материализмом, который считал религию просто обманом и истоки лжи искал в интересах попов и власть имущих. Фейербах вскрывает земное содержание религиозных представлений - хотя это представления о потустороннем мире (он анализирует содержание), в этой сфере нет ничего потустороннего, все земное.
Что такое философия?
ВОПРОС: «
Что такое философия?» до сих пор не получил однозначного ответа. Мыслители античности рассматривали философию и как способ мышления, и как систему принципов, предопределяющих тот или иной образ жизни. Философ, в их представлении, это, прежде всего, мудрец, чьи взгляды на жизнь не отделимы от его реальной жизни, а последняя пронизана любовью к мудрости.