Cпиноза о боге
 
 
Онтология. Очень существенно отходит от Декарта (дуализм, дуальность). Спиноза - последовательный онтологический монист. Разрабатывает понятие субстанции как концептуальную основу монизма. По Декарту, субстанция - то, что не нуждается в своем существовании ни в чем другом. Спиноза: субстанция есть причина самой себя. Именно специфическое определение субстанции стало онтологическим основанием монизма. Спиноза не определяет, какова субстанция. Это мировоззренчески нейтральный подход: понятие субстанции не определяет, будем ли мы в качестве субстанции признавать материальную субстанцию или духовную. Нейтральность сохраняется в истории - на Спинозу опираются и Гегель, и французские материалисты. «И мир, и Бог». Пантеизм. У Спинозы две тенденции - и материалистическая, и объективно-идеалистическая. У Декарта присутствует и субъективно-идеалистическая тенденция. Эту тенденцию Спиноза отсекает. Никакой субъективно-идеалистической тенденции у Спинозы нет. Исходный пункт - субстанция.
Разрабатывает пантеистическую философию, опираясь на религиозную традицию. Имманентность Бога природе он признает вслед за другими евреями в Ветхом Завете: «Бог вездесущ». Эта традиция - у стоиков, Иоанна Скота Эриугены, Экхарта, Николая Кузанского, Бруно. У Спинозы - деперсонализация Бога и деантропоморфизация Бога. Бог - не личность и не похож на человека.
Декарт: человек осознает себя как несовершенное существо; откуда понятие совершенства? -- От совершенного существа.
Спиноза парирует этот довод Декарта.
Бог не может иметь антропоморфных черт, нельзя по человеку заключать о таком возвышенном понятии как Бог. Но он восстанавливает онтологическое доказательство, не через совершенство. Понятие Бога связано с понятием бесконечности (Николай Кузанский).
«Или ничто не существует, или существует существо бесконечное». Актуальная бесконечность.
Это самое ясное понятие, хотя в 20 веке пришли к противоположному выводу. Это - самое общее понятие, не требующее для своего понимания более общего понятия. Чисто интуитивно можно постигать.
Бог имманентен природе, природа божественна и умозрительно понимаема. Отрицает деистические воззрения: Бог, мол, не вмешивается в дела мира. Спиноза говорит, что Бог и есть сам мир, но такой Бог не может вмешиваться в дела мира как волюнтаристски настроенный субъект. Это не субъект, не личность. Мир материален. Бог - это природа. Происходит натурализация Бога. Бог тождественно равен природе, постигаем в том числе и опытом.
Отвергает креационизм. Бог = мир, мир = Бог. Это субстанция, причина самой себя, не может творить себя. Есть смысл говорить о порождении одного состояния субстанции из другого (модусы). Креационизм полностью отвергается. «В природе нет творения, а только порождение», natura naturans и natura naturata. Порождение - естественный процесс, связанный с причинно-следственными связями; творение - из ничего.
У Спинозы нет персонального Бога, Бог - синоним природы.
Не признает свободы воли Бога. Бог - не личность, следовательно, у него нет воли. Зато признает свободу субстанции.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Гносеологические взгляды. Один из самых влиятельных представителей рационалистической линии в новоевропейской философии. Очень существенная черта - гносеологический дуализм опытного и рационального знания (между ними пропасть). Опытное знание относится к области мнения, а истина, подлинное знание - только на путях рационального мышления.
Пантеистическая философия Спинозы - конкретное выражение того, что он исповедует единство мира. Мир един (монизм). Никакого дуализма нет.Подчеркнув единство мира, ставит проблему соотношения единого и многого. Эту проблему не могла разрешить вся античная философия. Он тоже ничего не мог сделать с этой проблемой.
Человек - один из конечных модусов, в котором проявляются два атрибута субстанции, и мыслящее, и телесное существо.Спиноза выдвинул концепцию психофизического параллелизма: связь идей в мышлении та же самая, какова связь вещей в мире.