Теория общественного договора Томаса Гоббса
 
 
Природа человека - эгоистическая, причем этот эгоизм не знает границ. Надо различать два состояния человека - естественное и гражданское состояние. В естественном состоянии в полной мере проявляется природа человека, он обладает всей полнотой прав (включая право убивать другого), чтобы осуществить эгоистические интересы. Принцип «война всех против всех». Это - естественное состояние. Словосочетание ценностно нагружено. ТО представление о человеке, соответствующее реалиям, с которыми имел дело Гоббс, абстрагируется от этих реалий и выставляется в качестве того, что коренится в естественной природе человека. Такова вечная ситуация, в которой человек был и пребывает. Оправдывается ссылкой на природу тех свойств, которые для первоначального накопления капитала были характерны. Секуляризированное освящение ориентации буржуазии - она оправдывается не ссылкой на Бога, а на то, что природа человека такова. (В Нидерландах Гуго Гроций, юрист, философ, впервые до Гоббса выдвигает концепцию естественных прав с этими же целями и теми же средствами пытается дать нерелигиозное освящение буржуазным ценностям эпохи накопления.) Последствия таковы: человек в своем естественном состоянии настолько завязан на ситуацию войны всех против всех, что это опасно для его жизни. Поэтому люди, как только начинают понимать это (откуда?), по Гоббсу, начинают осознавать необходимость договориться, заключить общественный договор, перейти в гражданское состояние. Сам договор - средство, инструмент перехода.
 
Итог общественного договора - создание государства. Люди, находящиеся в естественном состоянии, понимают, что это состояние опасно, и договариваются делегировать какому-то органу свои полномочия, чтобы взамен получить безопасность и правила поведения. На государство переносятся полномочия или права естественного человека, а права естественного человека безграничны, поэтому все права. Государство вправе казнить, если на то есть общественный договор. Единственный предел - право индивида на самоубийство. Могут быть такие общественные договоры, что право воспитания детей принадлежит только отдельному индивиду, а государство не вправе вмешиваться. Но передел - один, право на самоубийство. Получается асимметричная ситуация. С одной стороны, Гоббс вслед за латинскими аверроистами, Макиавелли, Гуго Гроцием утверждает, что государство отнюдь не от Бога и власть не от Бога, а продукт человеческой деятельности (крупный шаг вперед в развитии политической философии исходя из природы человеческого общества, природной трактовки натурфилософии, человека), а с другой стороны, человек создал чудовище, Левиафана - сила государств превосходит силы индивида и индивид бессилен перед государством. Отчуждение от человека его прав, его сил, подавление человека - впервые ставится эта проблема. Гоббс не использует термин «отчуждение» (только немецкая классическая философия).
 
Естественное состояние человека - война всех против всех, жизнь, полная опасностей, дикость, отсутствие просвещения.
Гражданское состояние - безопасность, просвещение, развитие человека, несмотря на подавление.
Понятие естественного состояния - искусственное абстрагирование от тех социальных условий, при которых возникло буржуазное общество.
Столь же искусственно возвращение условий в свою концепцию - как возможен договор между людьми, которые не могут общаться. Слова-метки - только когда договор. Естественное состояние равносильно абсолютной атомизации, язык возможен только на базе договоренностей. Как можно договориться, не договорившись о значении слов?
После контрреволюции 1992 года начали поднимать на щит теорию общественного договора. Кто договорился? Где договор состоялся? Где его следы? Чущь после Гоббса по сей день.
В результате перехода от естественного состояния к гражданскому состоянию и возникновение государства.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Философ, который возродил философию Эпикура в гораздо более полном виде, чем это пытался делать в XVв. Лоренцо Валла, который интересовался только этическими сторонами. Гассенди реабилитирует атомистику Эпикура. Галилей некоторые моменты учения Демокрита пытался взять на вооружение.
Следуя Монтеню, придерживается скептической позиции против науки и против притязаний богословов решать вопросы о бессмертии души и загробной жизни. Призывает полагаться не на знание, а на веру, но учитывать, что вера у людей самая разная. Несовпадение веры - не повод для притеснений. Даже представители одной религии придерживаются разных взглядов. Следовательно, надо исповедовать принцип веротерпимости.
Атеист, но его произведения не дают возможности обвинить его. «Далек и от суеверий, и от безбожия», «грешник, но способен предоставить себя милосердию Божьему», «сторонник веротерпимости».
Слишком суровая религия никогда не дает хороших верующих, как суровые законы - хороших подданных.