Джордано Бруно философия
 
 
Джордано Бруно (1548 - 1600)
Сожжен в Риме на площади Цветов.
Сын мелкого дворянина, родился в местечке Нола (Ноланец), стал монахом доминиканского монастыря, сбежал. Бесконечные странствия по Европе. В 1592 году прибыл в Падую в надежде получить кафедру математики, однако был схвачен инквизицией и через 8 лет сожжен на костре.
Законченная пантеистическая картина мира, тщательно разработанная.
Провозгласил себя сторонником гелиоцентрической концепции Коперника. В том числе потому и сожгли.
Центральное понятие - понятие единства. Идея единства доводится до крайней формы в виде учения о противоположностях и их единстве. Главным образом оно связано с аристотелевской категориальной системой - возможность и действительность, форма и материя, сущность и существование, изменчивость и неизменность, единство и множественность.
Выше единства ничего не существует. Христианскому Богу в Универсуме места нет.
Отвергает любой дуализм, Бога и мира, материи и формы, сущности и существования. В полемике с Аристотелем утверждает, что форма коренится в самой материи, нет нужды в аристотелевском перводвигателе. Материя сама оформляет себя и обладает самодвижением. Возрождается демокритовский атомизм (монады), монады обладают самодвижением. Мировая душа как мастер оформляет материю, все вещи одушевлены.
Бруно, как Телезио и Патрици, переносит на материю принцип активности - божественную способность (природу активно-творческую) и природа оказывается обладающей самодвижением.
Эта идея сочетается с пантеизмом и получает в нем наиболее полное выражение.
Космологические взгляды Бруно: развивая пантеизм, устраняет противоречие небесного и земного миров, характерное для христианской теологической мысли, и продолжает дело, начатое Коперником - придает идеям Коперника философское звучание.
1 Иерархию отвергает, мир един и иерархии нет.
2 Подчеркивает бесконечность мира. Существуют бесчисленные миры. В 5 веке до н.э. - Демокрит. Обосновывает бесконечность бесконечной мощью Бога, который совпадает с миром.
3 Идея единства всего позволяет Бруно решать теоретико-познавательные вопросы. Не противополагает человека как познающее существо остальному миру - поэтому можно познавать (как часть мира). Шесть ступеней познания:
 
 ощущения
 обобщение чувственного опыта
 воображение
 рассудок
 итнтеллект
 ум.
 
Рассудок, интеллект и ум - не одно и то же. Интеллект осуществляет чтение и осмысление продуктов деятельности рассудка, осмысление содержания деятельности рассудка. Ум - высшая способность познания, усматривает единство противоположностей.
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Лютер отвергает притязания католической церкви на роль посредника между человеком и Богом. Он утверждает, что никаких посредников не должно быть, общаться с Богом человек должен лично (индивидуализм). Главное - выстроить отношения с Богом, социум абсолютно неважен. Атомизация общества в таком важнейшем деле, как отношения с Богом. Спасение человека - дело личной веры, которую дарует Бог. К спасению и к погибели человек определен.
Суровый фатализм, должен вести к квиетизму. Но у Кальвина он парадоксальным образом сочетается с безудержной активностью человека. Никто, кроме Бога, не знает, к чему предназначен человек. Как вести себя? Ответ: надо все силы прилагать к тому, чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности. Если удачлив, то все в порядке. Если нет - предназначен к погибели. Освящение индивидуализма, эгоизма и ориентации на успех.
Значимость Галилея для истории философии Нового времени состоит в том, что это был человек, который оформил и практически начал реализовывать единство экспериментальных и механико-математических подходов к изучению природы.