Эразм Роттердамский философия
 
 
В Лондоне сложился кружок, который возглавил Джон Колет (Оксфордский университет). Позиция называлась «христианский гуманизм». Задача кружка была апеллировать к более широкому кругу людей.
Друзьями Колета были Эразм Роттердамский и Томас Мор.
Эразм Роттердамский - незаконнорожденный сын священника и его служанки. В молодости был монахом одного из Нидерландских монастырей. Стал членом кружка Колета.
На центральное место ставил «философию Христа». Уравнивание значимости христианской религии и античной философии. Пытался выявить моральное содержание христианства, систематически противопоставить дух христианского учения (раннего) и букву христианских догматов. Они не совпадают. Надо быть верным духу христианского учения.
Обрядовая сторона церковной деятельности тоже подвергается критике. Тогда же формировались взгляды Лютера. Реформация отменила сложную обрядовую жизнь церкви. Эразм близок ко всему этому. Эразм не согласен с идеей первородного греха - «осквернить идею Христа своими низменными представлениями о человеке». Первородного греха нет. Люди по природе все равны. Каким становится человек, зависит от воспитания и образования. Переводить Священное Писание на национальные языки, чтобы оно было доступно всем. Идеи, тем не менее, рассчитаны на интеллектуальную элиту. Основную массу оценивал скептически - господство глупости над человеческими душами. «Похвала глупости» - позиция элитарная.
Спор Эразма и Лютера о свободе воли. Эразм издал небольшую брошюру «О свободе воли». Лютер пишет очень гневный ответ «О рабстве воли». Лютер утверждает, что воля человека бессильна и все зависит от того, кто взнуздал эту волю - Бог или дьявол. Бог ведет человека к спасению. Дьявол - к вечной погибели после смерти. Эразм: отрицание свободы человека принижает человека. Он должен быть ответственен. Если нет ответственности (свободы), то какой смысл имеет наказание (воздаяние)? Кальвин только усилил позицию Лютера. Это - последнее выражение провиденциализма в религии
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Прославление земной любви к женщине. Эта направленность поэзии Петрарки явно антиаскетическая, антисредневековая. Он собирал памятники античной литературы. Во время крестовых походов многие рукописи попали в Италию.
Валла объявил себя сторонником эпикурейского сенсуализма. Утверждение значимости посюсторонней жизни, роль наслаждений и души, и тела.
«Жить без наслаждений невозможно, а без добродетели - можно». Воинствующий антиаскетизм.
Содержание произведений - философско-теологическое.
Враг схоластики и сторонник гуманистического направления.
Тяготел к мистике. В центре внимания - проблема «Бог - мир». Опирался на традицию, идущую от Плотина, Экхарта, Иоанна Скота Эриугены. Развивает апофатическую теологию.