Этика Лейбница
 
 
Акцентирует роль разума в процессе культуры, в понятии свободы. Оказывается сторонником рационализма.
Весь мир монады - представления. Монады отличаются друг от друга только отчетливостью представлений. Простые монады (камни) имеют очень смутные представления. С более отчетливыми представлениями - души, которые характеризуются наличием памяти (аристотелевское понятие животной души). Душа объединяет человека с животными.
Души - это машины. По Лейбницу, те машины, которые создал человек, при их разбиении на части образуют детали, которые не являются машинами. Части тех машин, которые создал Бог, тоже являются машинами. Человек как монада является совокупностью других монад. Кровяные тельца - монады, предела нет, исчисление бесконечно малых. Человек как монада - это душа. В состав тела входят монады. Результат предустановленной гармонии. Их программы согласуются друг с другом и человек действует как единая монада. Так действует любая часть универсума.
Каждая машина сделана для определенных целей. Люди и живые машины действуют по принципу действующих причин (Аристотель), любая монада действует по закону целевых причин. Позиция Лейбница телеологическая. В рамках всех этих представлений Лейбниц прибегает к концепции преформизма. Противник концепции метемпсихоза и сотворения душ. Этого он не признает.
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Общество и государство Локк
Человек мыслится как единичное эгоистическое существо. Отсюда следуют представления об обществе и государстве. Различает естественное и гражданское состояние человека. Естественное состояние - когда человек руководствуется эгоистическими интересами. Государство - продукт общественного договора.
Биография Готфрид Вильгельм Лейбниц
Родился в г. Лейпциге в семье профессора морали Лейпцигского университета. В возрасте 15 лет знал античную и современную философию, хорошо знал схоластику, в отличие от предшественников. С 1661 по 1666 год учился в Лейпцигском университете, в 20 лет закончил две диссертации - по логике и юриспруденции.
Метафизика Лейбница
Убежденный сторонник научного знания. Должен бы занять позицию материализма. В отличие от Гоббса, Декарта, Лейбниц отвергал материализм: нельзя полностью все свести к количественным отношениям, к механике, и очень большое значение придавал аристотелевскому и схоластическому понятиям формы. В физике оно не нужно, иное дело - в метафизике (более глубокая сущность вещей - в форме). Опирается на схоластическую традицию критики многих представлений о формах, но использует понятие формы.