Феноменология Гегеля
 
Феноменология - учение о сознании. Сознание делится на три части:
1.  Учение собственно о сознании
2.  Учение о самосознании
3.  Учение о разуме
 
Учение о сознании: сознание для человека означает, что на первом месте стоит зависимость духовной жизни от внешней реальности. Первоначально сознание предстает в форме чувственной достоверности. Объект довлеет  над человеком Потом идея должна прийти к самосознанию => появляется воспринимающее сознание (это уже восприятие). Оно обладает предметной обремененностью, но уже обладает и обобщенностью. Оно достаточно противоречиво и далее переходит к рассудку . Рассудку соответствует естественно-научное познание, способность к мышлению (т.е. выделение общего из единичного). Идея себя осознает в форме знания. Когда знание свой предмет делает знанием, сознание делает прыжок и переходит в
Самосознание: У Гегеля существует специальный раздел «Сознание раба и  господина», который раскрывает роль трудовой деятельности. Понимание абстрактного рабства (отношение господства и подчинения) приводит к тому, что если рассматривать отношения раба и господина изнутри, то их роли меняются на противоположные. Главную функцию выполняет раб, он созидает, а господин потребляет, причем потребление является разрушением. Раб являясь носителем трудовой деятельности, является носителем развития сознания. Т.е. только созидая можно сознавать себя.
 
Существуют три уровня самосознания:
1.  стоицизм
2.  скептицизм
3.  несчастное (христианское) познание
Процесс развития самопознания - это достижение свободы. Стоик был свободен независимо от своего социального положения, он удалился в себя ото всех . Скептицизм - недоверие ко всему - другая крайность. Подлинная мудрость скептиков - удержаться от высказываний. Скептицизм перерастает в христианское самосознание: оно присуще германскому духу. Перед этим сознанием стоит дилемма: человек и причастен к богу, и погряз в грехе - противоречие. В форме несчастного самосознания  достигается связь единичного и общего. Это единение превращает самосознание в разум.
Разум: достигается единство сознания и самосознания.
 
Психология: дух находится вне влияния на него тела. Существует два уровня духа: 1) теоретический или восприятие, представление, мышление 2) практический дух (волевое начало, чувства)
Объективный дух: общество
1.  Право
2.  Мораль
3.  Нравственность
Все три категории характеризуют определенный уровень достижения свободы
 
Право:  Свобода рассматривается в вещах (выделяются отношения собственности) - вещная собственность. Гегель рассматривает виды права. Подлинная свобода должна реализовываться в духовной форме
Мораль: проявление индивидуальности, личной свободы человека
Нравственность: общее выражение свободы
1.  семья
2.  гражданское общество
3.  государство
Объективный дух в сфере нравственности проходит триадический путь «объектирования самого себя». Это семья, гражданское общество и государство, конкретное воплощение идеи и высшее завершение объективного духа.
Высшим отношением семейности является отношения типа брат-сестра
 
ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА
Одним из представителей экзистенциалистов является Жан-Поль Сартр, на примере которого мы и рассмотрели идеи экзистенциалистов, их взгляд на проблему человеческого существования. В своей статье «Экзистенциализм-это гуманизм» Сартр опровергает бытовавшее в то время мнение, что экзистенциалисты являются крайними пессимистами, в связи с тем, что обращают внимание на другую сторону человеческой жизни, а доказывает, наоборот, что они – упрямые оптимисты, которые верят в то, что человек может стать лучше.
Основные произведения : «Философские письма», «Трактат о метафизике», «Основы философии Ньютона», «Философский словарь» и др.
Вольтер был деистом, сочетавшим материалистические тенденции с уступками идеализму. Большую роль в философском развитии Вольтера сыграли традиции передовой французской мысли 17 в., в особенности скептицизм
Процесс мировой истории Гегель рассматривал в его развитии. История совершается в силу действия необходимости. История - результат деятельности различных людей. Казалось бы, что люди сотворили историю. На самом деле историю творит Абсолютная Идея.